Замена свечей накала
от 500 руб.-
Свечи зажигания, свечи накаливания
-
В двигателе внутреннего сгорания свеча зажигания устроена достаточно просто – центральный электрод покрыт мощной керамической изоляцией и до половины вставлен в металлический корпус. Свободный «нижний» торец центрального электрода имеет контакт для подключения высоковольтного провода системы зажигания. А «верхний» торец слегка выступает из кольцевого пояска керамического изолятора и приближается (с небольшим гарантированным зазором) к боковому контакту металлического корпуса. Для установки свечи в цилиндр металлический корпус имеет резьбовую часть и шестигранный поясок (для затягивания свечи ключом).
Свеча накаливания дизельного двигателя устроена практически аналогично – у неё лишь отсутствует боковой электрод, а центральный предназначен не для подачи искры, а для нагрева воздуха в цилиндре двигателя (для этого внутри свечи имеется спираль с высоким омическим сопротивлением).
-
Другие названия
-
Правильным «академическим» названием для свечей зажигания будет «искровые свечи зажигания для бензиновых двигателей». Однако в обычной практике чаще используется термин «свечи зажигания» или просто «свечи». Не следует путать искровые свечи зажигания в бензиновом двигателе и свечи накаливания в дизеле!
-
Назначение свечей
-
Свечи зажигания обеспечивают воспламенение сжатой топливно-воздушной смеси в цилиндре бензинового двигателя искровым разрядом. Рабочий зазор между электродами свечи составляет порядка 0,7-1,5 мм и «пробить» его электрическим разрядом не составляет труда – но это на воздухе. А вот в цилиндре, наполненном сжатой (очень плотной) и практически не проводящей ток бензо-воздушной смесью для получения искры необходимо прикладывать к электродам свечи напряжение в десятки тысяч вольт! Помимо источника искры свечи выполняют другую важную функцию – участвуют в отводе тепла из камеры сгорания. Эта способность характеризуется калильным числом свечи. Чем оно меньше, тем более «горячая» свеча в процессе работы.
Для быстроходных высокофорсированных двигателей легковых автомобилей применяются только «холодные» свечи (с калильным числом не ниже 17 – по российской классификации). Если свеча не справляется с отводом тепла, то при определённых режимах работы двигателя раскалённый электрод может выступать источником калильного зажигания. То есть когда топливно-воздушная смесь воспламеняется не от искры – в строго необходимый момент, а загорается от контакта с раскалённым изолятором. Калильное зажигание нарушает рабочий процесс двигателя (ухудшает мощность и экономичность) и может привести к серьёзным дефектам деталей поршневой группы и клапанного механизма.
В бензиновом моторе свечи – источник воспламенения смеси, то есть один из ключевых узлов для обеспечения рабочего процесса. А вот в дизеле свечи накаливания служат лишь для первичного разогрева воздуха в цилиндре – с целью облегчить пуск двигателя при низкой окружающей температуре. После успешного запуска и некоторого прогрева двигателя свечи накаливания отключаются и никак не участвуют в рабочем процессе внутри цилиндра.
-
Признаки неисправности
-
В целом, свечи зажигания – достаточно надёжный элемент двигателя. Однако жесточайшие условия работы (высокая температура, агрессивное коррозионное воздействие раскалённых газов, эрозия метала под действием напряжения и т.п.) приводят к вероятности появления дефектов. Прежде всего, это касается нагара на электродах свечи и увеличения рабочего зазора между ними. До определённого предела эти неисправности можно устранить (чисткой от нагара и подгибанием бокового электрода для восстановления нормального рабочего зазора). При дальнейшем износе остаётся лишь замена свечей зажигания новыми.
Неисправность свечей зажигания в бензиновом двигателе можно определить по следующим признакам (следует помнить, что это косвенные признаки – их «виновником» могут быть не только свечи!):
- трудный пуск двигателя (приходится долго удерживать стартёр включённым);
- двигатель «троит» (ощутима «нечётность» работы мотора по звуку, повышенные вибрации на холостом ходу и подёргивания в движении с низкой скоростью);
- падение мощности двигателя;
- существенное повышение расхода топлива (как и концентрации окиси углерода в отработавших газах);
- «вялый» набор оборотов двигателем.
Во всех перечисленных случаях будет полезно выкрутить свечи зажигания о визуально оценить их состояние (сильно ли покрыты нагаром, нет ли видимых «рытвин» на поверхности электродов) и проверить щупом зазор между электродами. Если восстановить «товарный вид» свечи удаётся, можно попытаться использовать их ещё какое-то время. В противном случае остаётся лишь узнать, сколько стоит замена свечей зажигания в хорошем автосервисе!
Неисправность свечей накаливания дизеля проявляется в затруднённом пуске двигателя при низкой (меньше +5 °С) окружающей температуре. Если аккумулятор заряжен, стартёр «бодро» вращает двигатель, и нет признаков выпадения конденсата в топливе (то есть используется качественная солярка, которая соответствует сезону и хорошо фильтруется при пониженной температуре воздуха), то сложности с запуском двигателя связаны именно с отказом свечей накаливания. Проверить работоспособность свечей можно с помощью амперметра:
- со свечи снимается питающий провод и соединяется с одним из контактов амперметра;
- второй контакт амперметра подключается непосредственно к выводу свечи накаливания (поскольку определяется ток, амперметр – как это и полагается – подключается последовательно в разрыв цепи);
- включается зажигание – блок управления двигателем должен сразу активировать свечи, то есть подать на них ток;
- считываются показания амперметра – если величина тока конкретной свечи ниже 12 А, она неисправна.
С помощью мультиметра также можно проверить свечи – если их пассивное сопротивление больше 5 Ом, то вероятен обрыв нагревающей спирали свечи. Во всех перечисленных случаях необходимо провести замену свечей накаливания дизеля.
-
Замена свечей зажигания (накаливания в дизеле)
-
В принципе, работа по замене свечей зажигания не представляет ничего сложного:
- на неработающем двигателе требуется снять высоковольтный провод со свечи зажигания (не следует тянуть за сам провод – только за резиновый защитный колпачок!);
- с помощью специального ключа или свечной головки выкрутить свечу (для удобства операции может потребоваться карданный переходничок для ключа);
- на место снятой нужно вкрутить новую свечу (при этом важно не потерять металлическое уплотнительное кольцо). В некоторых случаях для облегчения закручивания свечи рекомендуют смазать резьбу противозадирным средством (однако нельзя допускать, чтобы оно попадало на электроды свечи!);
- затянуть свечу до плотного прижима через уплотнительное кольцо к головке цилиндров (важно не переусердствовать – чтобы не сорвать «мягкую» алюминиевую резьбу головки!);
- одеть на свечу высоковольтный провод и плотно натянуть защитный колпачок на контакт.
На практике, этот изначально простейший алгоритм может значительно усложниться – если доступ к свечам зажигания затруднён. К сожалению, компоновки современных бензиновых двигателей (особенно, оппозитных моторов) бывают настолько плотными, что цена замены свечей зажигания должна включать в себя дополнительные работы.
Однако, вопреки расхожему мнению, «половину двигателя» для этого разбирать всё же не требуется! К примеру, на оппозитных моторах Subaruудобнее менять свечи снизу – для этого нужен всего лишь подъёмник и предварительный демонтаж защиты двигателя. Также может понадобиться специальный ключ, поскольку обычные слесарные «не дают развернуться» в тесном пространстве. Для тех, кто скрупулёзно оценивает стоимость замены свечей, рекомендуется ставить не обычные, а иридиевые или платиновые – их ресурс значительно выше стандартных (см. ниже).
Замена свечей накаливания в дизеле легкового автомобиля выглядит следующим образом:
- автомобиль ставится на ровную поверхность, открывается капот (операцию желательно проводить на холодном двигателе);
- снимается декоративная пластиковая крышка мотора (в зависимости от модели автомобиля эта операция может отсутствовать);
- откручивается крепёж и демонтируется верхний кожух головки цилиндров (чтобы облегчить работу также следует вынуть масляный щуп);
- со свечей накаливания снимаются контактные провода;
- чтобы выкрутить свечи понадобится стандартный трубчатый ключ;
- новые свечи устанавливаются взамен старых;
- остальные операции выполняются в порядке, обратном разборке.
Следует отметить, что перед заменой свечей накаливания нужно убедиться, что неисправность кроется именно в них. Возможно, виновен контактный блок управления или питающий провод свечи. А также сгоревший предохранитель (однако перед его заменой обязательно следует убедиться, что неполадка устранена – иначе новый предохранитель также сгорит!). Оценить исправность свечи накаливания можно с помощью мультитестера или амперметра (см. выше). Кроме того, современные блоки управления двигателем имею функцию самодиагностики, и могут выдавать код ошибки, отражающий дефект свечи.
-
Что необходимо сделать на автомобиле:
-
Необходимость частой замены искровых свечей говорит о нарушении рабочего процесса в бензиновом двигателе. В этом случае свечи могут выступать своеобразным «индикатором». Так чёрный налёт свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания двигателя (износ поршневых колец, маслоотражательных колпачков или неисправность системы вентиляции картера). Рыже-красный налёт – признак использования низкооктанового топлива, щедро разбавленного железосодержащими присадками.
Опасность применения плохого бензина заключается в его склонности к детонации – это прямая угроза быстрого износа цилиндро-поршневой группы и клапанов. Ну, а рытвины на рабочей поверхности свечи или облом бокового электрода свидетельствуют о том, что детонация уже «поработала» над двигателем (а отломанный контакт благополучно попал в цилиндр!).
-
Срок службы свечей
-
Искровые свечи бензиновых двигателей рекомендуется менять через каждые 30 тыс. км пробега. Однако фактическое состояние свечей сильно зависит от условий эксплуатации. При частой работе мотора «вполпедали» (при низкой частоте и нагрузке) вероятно образование нагара и уменьшение ресурса свечей. Износ поршневых колец и проникновение масла в камеру сгорания также увеличивает нагарообразование. Некачественный бензин (особенно современный «железистый», с повышенным содержанием ферроценов) покрывает свечи красным налётом. Всё это может уменьшить ресурс до 15 тыс. км и ниже!
Замена свечей накала на дизельных автомобилях, как правило, проводится не раньше пробега в 60 тыс. км. Следует отметить, что дизельные свечи «трудятся» в более щадящих условиях, что и обеспечивает их повышенную ходимость.
-
Чем грозит несвоевременная замена
-
Отказ свечей зажигания делает работу мотора невозможной в принципе. А вот эксплуатация двигателя с неисправными свечами приводит к потере мощности, росту токсичности отработавших газов и ухудшению экономичности двигателя.
Кроме того, неисправные свечи ведут к повышению вибрации двигателя (мотор «троит»), что негативно сказывается на ресурсе опор и трансмиссии. Неработающая свеча в цилиндре приводит к интенсивному смыву масляной плёнки, что не только разжижает масло в картере топливом (значительно сокращая его ресурс), но и увеличивает износ колец и зеркала цилиндра. В итоге сомнительная экономия на замене свечей выливается в приближение капитального ремонта двигателя!
Что касается свечей накаливания, замена их на дизельном двигателе необходима для поддержания способности мотора успешно заводиться в холодное время года. Если свечи дефектны, или вообще неясно их состояние, в самый неподходящий момент можно оказаться у вполне исправного, но не заводящегося дизеля – да ещё с полностью разряженным аккумуляторам от долгих попыток оживить мотор стартёром!
-
Совет:
-
На моторах «классической» конструкции (без электронного управления) определить неисправную свечу довольно просто: можно аккуратно потрогать её во время работы (дефектная свеча будет холодной). Ещё один способ: поочерёдно снимать высоковольтные провода со свечей работающего двигателя. Если характер работы меняется, значит свеча исправно трудилась, пока не сняли провод. Если же звук мотора неизменен – свеча неисправна!
Однако в современных двигателях с электронной системой управления любые манипуляции с высоковольтными проводами (типа «проверки на искру») могут привести к выходу их строя дорогостоящего контроллера впрыска!
-
Интересные факты
-
В своё время (ещё в эпоху карбюраторных моторов) инженеры искали различные пути увеличения скорости сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Ведь чем больше скорость, тем выше все показатели (включая мощность и экономичность двигателя). При этом в бензиновых моторах всегда существует опасность детонации – самовоспламенения последней части заряда в цилиндре, поджимаемой уже сгоревшими газами, имеющими очень высокую температуру и давление. Особенно ярко этот эффект проявляется если фронт пламени в камере сгорания типа «клин» идёт от широкого конца к сужающемуся.
Именно поэтому для помощи «зажатой» части заряда, в цилиндр устанавливались две свечи зажигания, работающие синхронно. Подобное решение широко практиковалась на моделях «Альфа Ромео», известных своим итальянским спортивным духом. А вообще, идея установки нескольких свечей в один цилиндр пришла из авиации. Правда, для поршневых авиационных моторов это решение диктовалось не столько борьбой с детонацией, а обязательным дублированием всех важных узлов (включая элементы системы зажигания).
Ремонт и замена двигателя цены
Двигатель | |
Замена воздушного фильтра | от 200 руб. |
Замена гидрокомпенсаторов | от 4 000 руб. |
Замена головки блока цилиндров | от 8 000 руб. |
Замена заглушек блока цилиндров | от 500 руб. |
Замена заднего сальника | от 3 000 руб. |
Замена клапанной прокладки | от 500 руб. |
Замена коллекторных прокладок | от 500 руб. |
Замена масла | от 500 руб. |
Замена масла в АКПП | от 500 руб. |
Замена масла в КПП | от 500 руб. |
Замена масла в мосту | от 500 руб. |
Замена маслосъемных колпачков | от 2 000 руб. |
Замена масляного насоса | от 1 000 руб. |
Замена натяжителя цепи | от 1 000 руб. |
Замена опоры двигателя | от 500 руб. |
Замена опоры двигателя кпп | от 500 руб. |
Замена переднего сальника | от 500 руб. |
Замена помпы | от 1 000 руб. |
Замена поршневых колец | от 10 000 руб. |
Замена прокладки головки блока | от 4 000 руб. |
Замена прокладки передней крышки | от 1 000 руб. |
Замена прокладки поддона | от 1 000 руб. |
Замена распредвала | от 3 000 руб. |
Замена ремня генератора | от 200 руб. |
Замена ремня гидроусилителя | от 200 руб. |
Замена ремня ГРМ | от 3 000 руб. |
Замена ролика-натяжителя | от 500 руб. |
Замена салонного фильтра | от 200 руб. |
Замена сальника распредвала | от 2 000 руб. |
Замена свечей | от 400 руб. |
Замена термомуфты | от 800 руб. |
Замена успокоителя | от 2 000 руб. |
Замена цепи | от 3 000 руб. |
Замер компрессии | от 700 руб. |
Капитальный ремонт 16 клапанов | от 25 000 руб. |
Капитальный ремонт 8 клапанов | от 20 000 руб. |
Промывка двигателя и замена масла | от 500 руб. |
Регулировка клапанов | от 1 500 руб. |
Снятие и установка двигателя | от 8 000 руб. |
Установка защиты картера | от 500 руб. |
Устранение неисправностей | от 200 руб. |
Капитальный ремонт 16 клапанов | от 25 000 руб. |
Капитальный ремонт 8 клапанов | от 20 000 руб. |
ремонт головки блока цилиндров | от 3 000 руб. |
ремонт заглушек блока цилиндров | от 500 руб. |
диагностика двигателя | от 800 руб. |
диагностика инжектора | от 800 руб. |
замена бензиновых и дизельных двигателей | от 8 000 руб. |
замена воздушного фильтра | от 200 руб. |
замена гбц | от 8 000 руб. |
замена двигателя | от 8 000 руб. |
замена дизельных двигателей | от 8 000 руб. |
замена масла в двигателе | от 500 руб. |
замена масла в двс | от 500 руб. |
замена ремней грм (цепей грм) | от 2 500 руб. |
замена цепей | от 3 000 руб. |
капитальный ремонт двигателя | от 25 000 руб. |
переборка двигателя | от 25 000 руб. |
ремонт бензиновых и дизельных двигателей | от 25 000 руб. |
ремонт гбц | от 3 000 руб. |
ремонт двигателя | от 20 000 руб. |
ремонт дизельных двигателей | от 25 000 руб. |
Обслуживаемые марки автомобилей
Запишитесь на обслуживание в наш автосервис
Свяжитесь с нами!
Звоните |
Пишите |
Приезжайте |