Замена масла в двигателе

от 500 руб.

Моторное масло

В двигателе внутреннего сгорания смазочное масло хранится в поддоне картера, откуда через патрубок и сетчатый фильтр забирается масляным насосом (приводится во вращение от коленчатого вала) и нагнетается в полнопоточный фильтр и далее – в центральную масляную магистраль блока цилиндров. Из магистрали масло сквозь поперечные каналы блока подаётся к опорам коленчатого вала и сквозь отверстия во вкладышах попадает в зазор между ними и коренными шейками коленчатого вала. Его вращение «гонит» масло от коренных шеек (в них тоже имеются отверстия) по внутренним сверлениям к шатунным шейкам – остатки масла разбрызгиванием оседают на других деталях и затем скатываются обратно в поддон картера. На современных форсированных двигателях в основании коренных шеек устанавливаются специальные форсунки – разбрызгиваясь из них, масло попадает на днище поршней и охлаждает их.

По вертикальным каналам блока (также отходящим от центральной масляной магистрали) смазка нагнетается в головку цилиндров и по её каналам – к подшипникам распределительного вала. Выдавливаемое масло «захватывает» также рычаги/толкатели клапанов и остальные детали, а затем тоже свободно сливается обратно в поддон картера.

Противовесы коленвала при его вращении ударяют в поверхностный слой масла в картере и разбрызгивают его, поднимая своеобразный «масляный туман». Этим достигается смазка практически всех узлов внутри блока цилиндров двигателя – включая зеркало цилиндров. Излишки масла с зеркала снимаются кольцами поршней – сквозь отверстия в кольцах (а маслосъёмное кольцо имеет специальный профиль в виде «скребка») масло отводится под днище поршня (к пальцу и верхней головке шатуна).

Таким образом, ответственные узлы (подшипники коленчатого и распределительного вала) смазываются под давлением, а остальные детали – разбрызгиванием, масляным туманом или самотёком.

Следует отметить, что датчик давления масла – неизменный атрибут любого двигателя – устанавливается в торце центральной масляной магистрали. На форсированных спортивных моторах может присутствовать датчик температуры масла. А на двигателях с электронной системой управления имеется датчик уровня масла в картере.

Другие названия

Моторное масло по своему типу бывает синтетическое или минеральное, зимнее, летнее или всесезонное. Соответственно, встречаются разговорные значения: «синтетика», «минералка», «всесезонка» и т.п.

«Обраткой» называется отработавшее масло, слитое из картера двигателя. Для повторной заправки в мотор оно не подходит, а вот для смазки резьбы, различных не сильно ответственных трущихся пар и прочих хозяйственных приложений годиться вполне.

Назначение моторного масла

В двигателе внутреннего сгорания смазочное масло выполняет сразу несколько ключевых функций:

  • уменьшает трение в кинематических парах (включая самые ответственные – подшипники скольжения валов);
  • охлаждает детали двигателя (для охлаждения самого масла могут присутствовать отдельные радиаторы под капотом либо в простейшем случае – оребрение поддона картера);
  • выносит продукты износа из пар трения (для повышения очищающих способностей масло содержит специальные «моющие» присадки, а для очистки самого масла имеется фильтр);
  • выступает в роли рабочего тела для гидроагрегатов (к примеру, гидравлических компенсаторов зазоров клапанов).

Именно в результате такой сложной работы масло испытывает значительные нагрузки и подвергается старению – спустя определённое время требуется обязательная замена масла в двигателе.

Признаки необходимости замены масла в ДВС

Согласно обычной процедуре подготовки автомобиля к выезду проверка уровня масла должна проводиться ежедневно, перед запуском двигателя. Уровень масла определяется по щупу: щуп вынимается из гнезда, протирается чистой ветошью и плотно вставляется обратно. Затем снова вынимается – след от масла должен быть в границах отметок minи max. Соответственно, если уровень смазки меньше рабочего, необходимо долить масло в картер. А вот полная замена масла в бензиновом или дизельном двигателе требуется если:

  • масло отработало свой ресурс (для каждого двигателя он индивидуален, указывается в сервисной книге);
  • закончена обкатка двигателя (требуется первая замена масла и фильтра);
  • в результате ремонтных работ (к примеру, снятия головки двигателя или замены цепи привода ГРМ) масло подверглось загрязнению;
  • в масло попала охлаждающая жидкость (к примеру, из-за прогорания прокладки блока цилиндров) или вода (при преодолении брода или глубокой лужи);
  • лампочка в комбинации приборов показывает недостаточное давление масла на прогретом работающем двигателе;
  • масло на щупе чёрное, а в капельке, растёртой между пальцами, явно ощущаются твёрдые частицы (хотя следует оговориться, что сам по себе чёрный цвет масла не является признаком его старения – см. ниже).

Кроме перечисленных случаев замена моторного масла требуется всегда, когда есть желание перейти на другого производителя и/или тип смазки (к примеру, с минерального на синтетическое).

Замена моторного масла в двигателе

Полная замена масла в двигателе практически не отличается для автомобилей различных марок. Алгоритм работ выглядит следующим образом:

  • операция проводится на прогретом двигателе;
  • автомобиль устанавливается на смотровой яме, либо на эстакаде, или вывешивается на подъёмнике (главное, чтобы кузов располагался строго горизонтально!);
  • открывается капот, снимается крышка маслозаливной горловины, вынимается масляный щуп;
  • под картер двигателя подставляется ёмкость для слива отработавшего масла (ёмкость нужно сдвинуть слегка вперёд по ходу, т.к. отверстие в поддоне картера выполнено с наклоном);
  • откручивается сливная пробка (поскольку масло горячее важно не обжечься! И не потерять пробку, которую «выбивает» из рук струёй масла);
  • часто в инструкции по эксплуатации автомобиля указано точное время слива всего масла (для 4-5 литров это примерно 5-7 минут);
  • когда слив масла подходит к концу необходимо открутить масляный фильтр (если он «прикипел» лучше использовать специальный съёмник – в крайнем случае, обернуть корпус фильтра наждачной бумагой и скручивать его только усилиями рук!);
  • как только отработавшее масло перестанет вытекать из сливного отверстия, пробка поддона картера закручивается обратно;
  • в новый масляный фильтр наливается немного свежего масла, также рекомендуется смазать по периметру уплотнительное кольцо фильтра;
  • новый фильтр закручивается усилием рук;
  • в заливную горловину двигателя наливается свежее масло (лучше использовать воронку, чтобы не расплескать масло и заранее держать под рукой ветошь для обтирки);
  • при заливке масла уровень периодически контролируется щупом – по окончанию заправки он должен оставаться в границах рисок min и max;
  • когда процедура завершена, закручивается пробка маслозаливной горловины, щуп плотно вставляется на место;
  • далее нужно запустить двигатель – после короткой работы на холостом ходу следует вновь проконтролировать уровень масла (он обязательно снизится – необходимо долить, не превышая отметку max на щупе).

Всегда следует помнить, что цена замены моторного масла включает в себя не только стоимость новой канистры, но и весь комплекс работ, а также цену масляного фильтра. Менять его следует обязательно при каждой заправке нового масла (иначе смысл процедуры сводится к нулю!).

Что необходимо сделать на автомобиле:

Первая замена масла на новом авто должна проводится сразу по окончании процедуры обкатки (обычно это 1000 км). Вместе с заменой масла меняется и масляный фильтр, а также проводятся остальные процедуры в рамках «нулевого» ТО.

Также современные автосервисы предлагают услугу экспресс замены масла в двигателе. Её суть – вакуумная откачка старого масла через отверстие масляного щупа. В результате процедура протекает быстрее (поскольку «слив», точнее «отсос» масла осуществляется компрессором) и проще – не нужно поднимать автомобиль и возиться с подстановкой сливных ёмкостей.

Однако, несмотря на привлекательную цену, проводить экспресс замену масла в двигателе рекомендуется только в профессиональном автосервисе, располагающим мощным вакуумным оборудованием. Любые другие системы (включая ручные насосы) при откачивании масла через отверстие щупа не дают гарантий полного удаления «отработки».

И даже при качественно проведённой процедуре экспресс-замены масла не следует пренебрегать обычным, «пробочным» сливом – этот традиционный способ даёт гарантию удаления так называемого «тяжёлого масла», т.е. придонного осадка, содержащего значительную долю загрязнений.

Рекомендуемые дополнительные действия

Владельцам современных автомобилей, особенно оснащённых гидрокомпенсаторами клапанов (и тем более – турбонаддувом!) следует очень аккуратно относится к разного рода «промывочным жидкостям». Их остаток после слива (а это всегда не менее 5% от ёмкости системы) вступает в неконтролируемые химические реакции со свежим моторным маслом. И в лучшем случае нивелируют изначальные свойства присадок, делая масло неработающим. В худшем же случае двигатель получает ущерб от работы на неизвестном «химическом гибриде»! Да и сама процедура «промывки» не несёт для мотора ничего полезного – даже кратковременная работа на жидком масле (а именно такой в большинстве случаев является «промывочная жидкость») увеличивает износ подшипников коленчатого и распределительного вала. Особенно губительна «промывка» для подшипников турбокомпрессора и гидротолкателей клапанов.

Если же у владельца имеется стойкое желание всё-таки промыть двигатель, то лучше сделать это с помощью дополнительной смены масла – когда после заливки нового масла и короткого пробега (не более 500 км) оно снова меняется (на масло того же сорта и производителя!) вместе с масляным фильтром..

Продолжительность работы между заменами

Для легковых автомобилей периодичность замены моторного масла определяются производителем в пределах 10-15 тыс. км пробега. Однако при эксплуатации автомобиля в тяжёлых условиях (в холодном климате, на бездорожье, при частой работе с высокой нагрузкой, заправке некачественным бензином и т.п.) интервал замены масла необходимо сокращать. Поводом к замене масла в бензиновом или дизельном двигателе также является проникновение воды или попадания грязи (к примеру, при разборке агрегатов/снятии головки цилиндров и т.п.).

Чем грозит несвоевременная замена

При естественном износе двигателя в моторное масло попадают частички абразива. Большая часть из них задерживается фильтром, но при долгой работе мотора без замены масла оно всё равно накапливает значительную долю «абразива». А поскольку и фильтр уже засорён – не может эффективно очищать масло – оно из смазывающего агента превращается в активатор трения! Чем ускоряет износ двигателя – особенно подшипников скольжения. Таким образом, плановая стоимость замены масла в двигателе оказывается значительно меньше, чем внезапно требуемый капитальный ремонт мотора!

Совет:

Многие автолюбители полагают, что цвет масла свидетельствует о его чистоте/работоспособности. К примеру, новое масло имеет оливковый оттенок и довольно прозрачно (на щупе под слоем масла хорошо заметны отметки min, max). А если масло почернело, его следует немедленно менять?

На самом деле современные синтетические масла имеют в своём составе мощный комплекс присадок, включая так называемые «моющие». Их работа позволяет поддерживать трущиеся узлы двигателя в чистоте – это безусловный плюс. Однако само масло при этом сильно «пачкается» и становится чёрным. Но при этом продолжает исправно работать!

Так что «цветовой тест» современного масла – процедура очень неточная. Хотя в лабораторных условиях по пробе масла из картера могут действительно чётко сказать и о его работоспособности, и о состоянии самого двигателя (по количеству абразивных частиц можно установить степень износа). Однако такие тесты весьма дороги для рядовых автомобилистов!..

Интересные факты

Двигатели спортивных и гоночных автомобилей часто имеют систему смазки с «сухим картером». Это означает, что масляная система представляет собой строго замкнутую «кровеносную сеть», в которой масло циркулирует по замкнутому кругу и нигде свободно не изливается (не стекает в картер, как в большинстве обычных моторов).

Но даже если спортивные автомобили имеют систему смазки с «мокрым картером», когда рабочий объём смазки хранится в поддоне, внутри него имеются специальные перегородки – чтобы избежать сильного прилива масла в ту или другую сторону при значительных ускорениях автомобиля. Также во избежание масляного голодания насос имеет не один, а несколько заборных патрубков – чтобы даже при резких виражах от них не отливало масло, прижатое перегрузкой к противоположным стенкам картера!



Обслуживаемые марки автомобилей

acura Alfa Romeo byd chery chrysler citroen daewoo daihatsu dodge faw fiat ford foton geely gmc greatwall honda hyundai"" infiniti isuzu
Акура Альфа Ромео БИД Черри Крайслер Ситроен Дэу Даихатсу Додж ФАУ Фиат Форд Фотон Джили Джи Эм Си Грейт Волл Хонда Хендай Инфинити Исузу
jeep JMC kia lifan mazda mini mitsubishi nissan opel peugeot plymouth pontiac renault seat skoda smart ssangyong toyota volvo
Джип Джей Эм Си КИА Лифан Мазда Мини Митсубиши Ниссан Опель Пежо Плимут Понтиак Рено СЕАТ Шкода СМАРТ Ссанг Йонг Тойота Вольво


Запишитесь на обслуживание в наш автосервис

Свяжитесь с нами!

Звоните
+7 (495) 922-94-01

Пишите
pulam@pulam.ru

Приезжайте
Варшавское шоссе, 170Г
или
проезд Досфлота дом 2, строение 4

Запрос цены и сроков
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Имя
Телефон
Заказать звонок
Имя
Телефон
Записаться в автосервис
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Желаемая дата и время записи
Имя
Телефон