Замена и ремонт головок двигателя

от 1 500 руб.

О замене и ремонте головок двигателя

Головка блока цилиндров представляет собой единую деталь (чаще всего – алюминиевую) со множеством конструктивных элементов. В головку блока устанавливаются клапана механизма газораспределения, распределительный вал, свечи, форсунки (для дизельных двигателей или бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива). Внутри головки проходит сеть масляных каналов – как для подвода масла к подшипникам распредвала, так и для свободного стекания масла обратно в картер двигателя. В теле головки имеется рубашка охлаждения – для циркуляции охлаждающей жидкости.

Снаружи к головке блока цилиндров крепятся впускной и выпускной трубопроводы. А также «улитки» турбокомпрессора – если двигатель оснащён наддувом. Сверху головка закрывается специальной крышкой – для герметизации системы смазки. Отверстие в крышке, снабжённое пробкой, служит для заливки моторного масла в двигатель.

Другие названия

Головка цилиндров, «голова», ГБЦ (сокращение от «головка блока цилиндров»).

Назначение

Головка блока цилиндров выполняет очень важную роль. Во-первых, именно в головке располагается камера сгорания. А также вытеснители, создающие при движении поршня турбулентный поток в цилиндре (необходимый для правильного протекания процесса сгорания). Во-вторых, головка цилиндров содержит каналы для газообмена (впуска в цилиндры топливно-воздушной смеси и удаления отработавших газов), а также клапана и распредвал для его регулировки. В-третьих, головка служит «фундаментом» для целого ряда узлов и механизмов (начиная от свечей и форсунок, и заканчивая турбокомпрессором – как описано выше). В-четвёртых, головка цилиндров «замыкает» своими каналами сеть маслопроводов и рубашку охлаждения двигателя. И в-пятых, крепление головки к блоку создаёт необходимую жёсткость всего остова двигателя.

Признаки неисправности

Головка блока цилиндров работает в очень тяжёлых условиях. К примеру, так называемый «межклапанный мост» (небольшое пространство внутренней поверхности камеры сгорания) – это самая термически напряжённая часть двигателя. В этом месте ГБЦ подвергается даже большему нагреву, чем изолятор свечи зажигания и тарелки выпускных клапанов (которые отличаются лучшими условиями охлаждения).

Сама поверхность камеры сгорания испытывает разрушительное воздействие температуры и агрессивной химической среды. Помимо температуры и «химии», головка испытывает серьёзные механические нагрузки, воспринимая давление рабочей смеси, изгибающие моменты от газовых сил, а также силу трения от многочисленных движущихся деталей. Сильнее других «страдают» головки дизельных двигателей – ввиду значительных нагрузок от газовых сил. В целом, неисправности ГБЦ можно классифицировать следующим образом:

  • дефекты элементов газораспределительного механизма (износ направляющих клапанов, «пастелей» распредвала);
  • износ самих деталей – клапанов, распредвала, звёздочек и т.п.;
  • трещины внутри полостей масляных магистралей и/или рубашки охлаждения;
  • износ/прогорание прокладки блока цилиндров;
  • коробление головки (в основном из-за перегрева двигателя);

Признаком износа ГБЦ является стук клапанов, падение мощности двигателя (классический пример изношенных/неотрегулированных клапанов – малый крутящий момент, проблемы с троганьем автомобиля). Более серьёзные признаки – наличие эмульсии в картере двигателя (свидетельство трещин и «объединения» рубашки охлаждения головки и её масляных магистралей). В ряде случаев, в основном касающихся износа, работоспособность можно восстановить, проведя ремонт головки блока цилиндров двигателя. Однако при серьёзных дефектах (короблении, трещинах) остаётся лишь один рецепт – замена «головы» двигателя.

Ремонт головки блока двигателя

Процедура ремонта головок двигателя начинается с диагностики. Однако внешний осмотр далеко не всегда позволяет выявить серьёзные дефекты. Правильный алгоритм ремонта заключается в «переборке» узла, когда при разборке головки последовательно проверяется износ и при необходимости заменяются негодные детали. При этом вполне может потребоваться шлифовка привалочной плоскости ГБЦ. Или полная замена головки.

Но прежде чем «ставить крест» на дорогостоящем узле, стоит выяснить – действительно ли головка имеет фатальные повреждения? Для ответа на этот вопрос, современный профессиональный автосервис осуществляет проверку герметичности скрытых полостей головки (сжатым воздухом на специальной установке). Практически любой вид ремонта «головы» двигателя требует её снятия (а затем и полной разборки). Инструкция по снятию ГБЦ имеется для каждого автомобиля. Но есть и ряд общих моментов:

  • некоторые иномарки отличаются довольно «мудрёной» установкой фаз газораспределения. Чтобы не сбить их, перед снятием головки бывает полезно нанести дополнительные метки на распредвал;
  • головки некоторых двигателей буквально «увешаны» вакуумными трубками. Если отсутствует подробная инструкция, схему расположения трубок следует нарисовать самостоятельно – или пометить все трубки перед их съёмом;
  • крепёжные болты многих головок затянуты до предела текучести материала. Следовательно, при их отворачивании нужно вначале ослабить болт на 0,5-1 оборота, а затем полностью вывернуть его. При сборке головки болты должны заменяться новыми! И затягиваться в строгом порядке с соблюдением рекомендованных заводом-изготовителем моментов!
  • для снятия пружин клапанов и «сухарей» требуются специальные съёмники. Использовать молоток и «грубую силу» категорически не рекомендуется!
  • в ряде случаев впускной и выпускной трубопроводы можно не отворачивать от головки (если не планируется её замена, а ремонт ограничивается, к примеру, заменой клапанов). Однако прокладки трубопроводов также нуждаются в замене – особенно для автомобилей с большим пробегом!
  • прежде чем ремонтировать, снятую и разобранную головку нужно тщательно очистить от нагара и вымыть.

Необходимость замены головки оценивается по её фактическому износу. Измерительной линейкой, микрометром и специальными щупами проверяется:

  • привалочная (нижняя) плоскость – её «волнистость» не должна превышать 0,05-0,06 мм по всей плоскости;
  • диаметр «пастелей» под опорные шейки распределительного вала – износ не должен превышать 0,1 мм, а на поверхности не должно быть видимых следов, рисок и т.п.;
  • диаметр стержней клапанов (износ определяется как разница диаметров нижней и верхней частей стержня – не более 0,02-0,03 мм);
  • диаметр направляющих втулок (износ определяется в нижней части – не более 0,07-0,08 мм от диаметра стержня нового клапана);
  • оценка износа сёдел, рычагов, коромысел, толкателей механизма газораспределения – проводится в основном визуально;
  • оценка состояния фаски клапанов и сёдел;
  • зазор между осью клапана и коромыслом (рычагом) – не более 0,06-0,07 мм).

Дополнительно

Снятие и разборка ГБЦ – отличный повод диагностировать и «перебрать» цилиндро-поршневую группу. А заодно и оценить состояние блока цилиндров и его навесных агрегатов. Иногда в это время проводится замена колец в двигателе. Чтобы не запутаться в последовательности разборки и провести её по оптимальному («кратчайшему») алгоритму лучше обращаться к руководству по ремонту для конкретной марок автомобилей.

В инструкции должна быть информация и о запасных частях, и о контрольных размерах деталей (для оценки износа). А главное – о рекомендуемом инструменте (съёмниках, приспособлениях и пр.) и моментах затяжки крепёжных элементов.

Ресурс ГБЦ

При отсутствии явных признаков неисправностей (течей, стуков, «тосоло-масляной» эмульсии и т.п.) обслуживание головки блока цилиндров как правило не требуется раньше 200 тыс. км пробега. Если же двигатель перегревался, или подвергался работе с низким давлением масла (ввиду утечек, недостаточного уровня, засорённых фильтров), а также заправлялся некачественным маслом и охлаждающей жидкостью, ремонт головки блока цилиндров может потребоваться и раньше.

Совет:

Ремонт головки дизельного двигателя должен проводиться гораздо тщательнее, чем «бензиновой». Ведь дизельный двигатель отличается значительно большим рабочим давлением, а значит и нагрузкой на головку цилиндров. Кроме того, в дизельном двигателе часто бывают индивидуальные головки – отдельно на каждый цилиндр. В этом случае ремонт не должен ограничиваться какой-то одной головкой – «перебирать» необходимо все!

Ремонт головки блока дизельного двигателя (как индивидуальной, так и общей для всего блока цилиндров) в основном заключается в замене деталей. По сравнению с бензиновым двигателем, головки дизеля плохо поддаются «восстановительным работам» (особенно чугунные ГБЦ).

Для алюминиевой головки блока простое вворачивание свечей зажигания требует внимательности и аккуратности. Если переусердствовать с усилием затяжки, или просто перекосить свечу, её стальная резьба «сомнёт» податливый алюминий головки! Конечно, замена головки двигателя при этом не понадобиться, но хлопотливые мероприятия по восстановлению резьбы (с риском «накидать» стружки в цилиндр!) обеспечены!

Интересные факты

Головка цилиндров двигателей ранних конструкций была гораздо проще, чем современных. Для «доисторических» двигателей с боковыми клапанами ГБЦ вообще представляла собой «плоскую крышку»! Иное дело, современные головки – особенно двигателей с непосредственным впрыском бензины. Их конструкция – настоящий «инженерный шедевр». Ведь совсем не просто «вписать» в ограниченный диаметр камеры сгорания не менее четырёх клапанов (диаметр которых – для улучшения газообмена – должен быть максимальным!), отверстие для свечи зажигания и топливной форсунки. Да ещё расположить все элементы оптимальным образом друг относительно друга!

Важно не ошибиться!

Головка цилиндров является одним из главных механизмов двигателя. Неисправность головки или её деталей ведёт к отказу всего двигателя!

В процессе износа деталей ГБЦ характеристики двигателя (мощность, экономичность, токсичность) постепенно снижаются. Поэтому даже простейшая регулировка – зазора клапанов – даёт ощутимый прирост крутящего момента (особенно заметного на низких оборотах). А значит, влияет на динамику автомобиля и удовольствие от его вождения.

Если неисправности ГБЦ игнорировать, катастрофический износ любого элемента может привести к аварийному отказу других узлов. Наглядный пример: если вовремя не сменить ремень ГРМ, его обрыв может привести к удару поршнем об открытые клапана и необходимости дорогостоящего ремонта двигателя.



Обслуживаемые марки автомобилей

acura Alfa Romeo byd chery chrysler citroen daewoo daihatsu dodge faw fiat ford foton geely gmc greatwall honda hyundai"" infiniti isuzu
Акура Альфа Ромео БИД Черри Крайслер Ситроен Дэу Даихатсу Додж ФАУ Фиат Форд Фотон Джили Джи Эм Си Грейт Волл Хонда Хендай Инфинити Исузу
jeep JMC kia lifan mazda mini mitsubishi nissan opel peugeot plymouth pontiac renault seat skoda smart ssangyong toyota volvo
Джип Джей Эм Си КИА Лифан Мазда Мини Митсубиши Ниссан Опель Пежо Плимут Понтиак Рено СЕАТ Шкода СМАРТ Ссанг Йонг Тойота Вольво


Запишитесь на обслуживание в наш автосервис

Свяжитесь с нами!

Звоните
+7 (495) 922-94-01

Пишите
pulam@pulam.ru

Приезжайте
Варшавское шоссе, 170Г
или
проезд Досфлота дом 2, строение 4

Запрос цены и сроков
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Имя
Телефон
Заказать звонок
Имя
Телефон
Записаться в автосервис
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Желаемая дата и время записи
Имя
Телефон