Ремонт компонентов ГРМ

от 500 руб.

Газораспределительный механизм

Механизм газораспределения (принятое сокращение ГРМ) включает в себя впускные и выпускные клапана, сёдла, пружины, втулки клапанов, маслоотражательные колпачки, газовые каналы в головке блока цилиндров, толкатели, рычаги (при их наличии), гидрокомпенсаторы тепловых зазоров (также при наличии), распределительный вал (возможно – с системой изменения фаз газораспределения) со звёздочкой и приводной ремень с натяжителем и роликами.

Другие названия

Клапанный механизм, система газораспределения (хотя правильнее всё-таки относить ГРМ к механизму, а не системе).

Назначение

ГРМ участвует в организации газообмена в двигателе: впускает рабочую смесь (в бензиновом моторе) или чистый воздух (в бензиновом двигателе с непосредственным впрыском, а также дизеле) в цилиндры и выпускает отработавшие газы. Кроме того, ГРМ определяет момент открытия и закрытия впускных/выпускных клапанов, тем самым устанавливая фазы газораспределения – ключевую характеристику для обеспечения эффективности рабочего процесса. В современных двигателях всё большее распространение получает система регулировки фаз – этим достигается повышение крутящего момента (особенно на низких оборотах двигателя) и улучшение топливной экономичности и экологичности двигателя.

Признаки неисправности

Дефекты элементов ГРМ бывает достаточно сложно установить, поскольку схожие «симптомы» могут проявляться из-за неисправностей других агрегатов. Тем не менее, признаками дефектов, которые можно определить «на ощупь», являются:

  • частые металлические постукивания под клапанной крышкой (особенно ярко прослушиваются на небольших оборотах двигателя) – появляются при износе сёдел, стержней клапанов, втулок или увеличении тепловых зазоров;
  • характерный шум или «шелест» спереди двигателя – явный износ ремня (цепи) ГРМ;
  • сизый дым в отработавших газах/повышение расхода масла на угар – износ маслоотражательных колпачков (в простонародье «сальников клапанов»);
  • детонация, стуки в двигателе при средних и высоких нагрузках – явный признак отложений, нагара на клапанах;
  • «провалы» мощности двигателя (особенно непрогретого) – «зависание» клапанов, покрытых нагаром либо потеря упругости/поломка клапанных пружин.

Кроме перечисленных «симптомов» и их последствий, вышеописанные неисправности узлов и деталей ГРМ всегда приводят к снижению мощности двигателя, ухудшению его экономичности и повышению токсичности отработавших газов.

Ремонт клапанного механизма, замена ремня ГРМ

Поскольку газораспределительный механизм является одним из важнейших элементов двигателя, ремонт узлов ГРМ (или замена отдельных деталей) приравнивается к капитальному ремонту мотора. Хотя в принципе, для капитальной переборки механизма газораспределения и полного восстановления его функций достаточно снять только головку цилиндров двигателя.


Тем не менее, подобный ремонт проводится сравнительно редко – в отличие от такой распространённой процедуры, как замена ремня ГРМ. Цена подобной операции весьма незначительна, а вот последствия обрыва ремня весьма плачевны (см. ниже).
В профессиональном автосервисе замена ремня ГРМ проводится быстро и качественно. Алгоритм работ выглядит следующим образом:

  • автомобиль устанавливается на подъёмник (операцию также можно проводить на смотровой яме или эстакаде);
  • затягивается ручной тормоз, коробка передач устанавливается в нейтральную позицию;
  • аккуратно снимается приводной ремень вспомогательных агрегатов;
  • демонтируется заглушка контактов генератора – отсоединяется «плюсовой» провод;
  • ослабляется крепёж и генератор снимается полностью;
  • для доступа к крышке ремня ГРМ нужно снять и отодвинуть в сторону бачок системы охлаждения (но без отсоединения подводящий трубок – чтобы не разгерметизироваться систему охлаждения);
  • под кузов двигателя ставится надёжный упор, поскольку для некоторых моделей автомобилей может потребоваться снятие одной из опор  передней подвески;
  • выкручиваются четыре крепёжных болта шкива жидкостного насоса («помпы») – шкив полностью снимается (этот пункт опускается для двигателей, в которых помпа приводится во вращение непосредственно ремнём ГРМ – см. ниже);
  • демонтируется пластиковая крышка механизма привода ГРМ;
  • перед снятием ремня нужно специальным ключом повернуть коленвал за торцевой болт, чтобы совместить метки системы изменения фаз распределительных валов с рисками на головке цилиндров;
  • выкручивается технологическая заглушка блока цилиндров и в неё устанавливается приспособление для стопорения коленчатого вала – вал слегка проворачивается до надёжной фиксации стержнем;
  • выкручивается торцевой болт коленвала и снимается его шкив (часто болт коленчатого вала должен быть заменён новым – не допускается его повторное закручивание!);
  • далее, при помощи специального приспособления фиксируются шкивы распределительных валов (чтобы исключить сбои в работе системы изменения фаз);
  • чтобы дополнительно застраховать коленчатый вал от проворота при замене ремня, необходимо включить четвёртую передачу (либо перевести селектор «автомата» в положение «парковка»);
  • после снятие шкива коленчатого вала следует ослабить три крепёжных болта нижней части крышки ремня ГРМ – и демонтировать крышку;
  • чтобы ослабить натяжение ремня следует перевести натяжной ролик в направлении от ведущей ветви (ролик фиксируется металлическим стержнем);
  • зубчатый ремень снимается со шкивов распределительных валов, затем со звёздочки коленвала и с натяжного ролика;
  • новый ремень одевается сперва на выпускной распредвал, затем (следуя по направлению нормального вращения) на впускной, далее на звёздочку коленвала и затем заводится на натяжной ролик;
  • убедившись, что ремень сел плотно на всё зубцы шкивов, можно удалить стержень-фиксатор натяжного ролика – пружина ролика сама установит нужное натяжение;
  • возвращается на место нижняя часть крышки механизма ГРМ и фиксируется болтами;
  • устанавливается шкив коленвала, затем в два этапа (соблюдая рекомендуемый момент) затягивается его торцевой болт;
  • убираются фиксаторы коленчатого и распределительных валов (технологическое отверстие в блоке для установки фиксатора закрывается заглушкой);
  • коробка передач устанавливается в «нейтраль» и коленчатый вал проворачивается на пару оборотов – метки на шкивах распредвалов должны точно совпасть с рисками на головке цилиндров;
  • остальные детали возвращаются на свои места в порядке, обратном снятию.

Нюансы замены ремня ГРМ могут отличаться при ремонте двигателя определённой конструкции, однако принцип работ всё-таки соответствует общему алгоритму, приведённому выше.

Что необходимо сделать на автомобиле:

Следует отметить, что решение о замене ремня ГРМ принимается не только исходя их количества пройденных автомобилем километров, но и по фактическому состоянию ремня. Так, если при визуальном осмотре заметен износ зубцов, трещины, расслоения резиновой части, масляные потёки и прочие явные дефекты, менять ремень следует немедленно! Несмотря на возможный «недобранный» ресурс по километрам пробега.

Рекомендуемые дополнительные действия

Во многих двигателях ремень ГРМ, наряду с распределительными валами, приводит во вращение жидкостный насос. В этом случае замена ремня и «помпы» может быть проведена одновременно. Для этого после снятия изношенного ремня отворачиваются болты возле шкива помпы – после чего корпус насоса (с крыльчаткой с одной стороны и приводным шкивом с другой) может быть вынут.

Следует отметить, что цена совместной замены ремня ГРМ и помпы будет ниже, чем при выполнении этих операций по отдельности. Однако вопреки расхожему мнению, обязательная замена ремня при ремонте/обслуживании помпы вовсе не требуется (если, конечно, сам ремень ГРМ не имеет видимых повреждений). Точно так же и помпа (которую правильней всё-таки называть жидкостным насосом) не требует замены каждый раз, когда устанавливается новый ремень ГРМ – эти узлы никак не связаны между собой (хотя в некоторых случаях их ресурс сопоставим – поэтому очередная замена и может планироваться совместно).

Срок службы деталей клапанного механизма

Ресурс многих деталей ГРМ сравним с ресурсом самого двигателя (продолжительностью работы до первого капитального ремонта). Так клапана (как и сёдла, втулки, пружины) «ходят» 100-200 тыс. км пробега. А вот маслоотражательные колпачки бывает, требуют замены чуть раньше – их ресурс максимум 120-140 тыс. км.


Для несколько устаревших ГРМ ресурс приводных рычагов (их иногда называют «рокерами») составляет 50-100 тыс. км. В этом смысле современные механизмы с гидрокомпенсаторами гораздо надёжнее – их «живучесть» (как и ресурс распределительного вала) опять-таки соизмерима со сроком службы всего мотора (100-200 тыс. км).


Выходит что самым «капризным» звеном в ГРМ является ремень или цепь привода клапанов. Замена ремня ГРМ и роликов привода требуется каждые 60 тыс. км пробега (а на некоторых моделях автомобилей и раньше!). Нужно отметить, что стоимость замены ремня ГРМ в профессиональном автосервисе сравнительно небольшая – экономить на этом, затягивая замену на лишние два-три десятка тысяч километров явно не следует! Особенно учитывая неприятные последствия обрыва ремня (см. ниже).

Чем грозит несвоевременная замена

Практически любое повреждение деталей ГРМ приводит к немедленной остановке двигателя. Однако, как указывалось выше, многие детали механизма работают вплоть до капитального ремонта двигателя. Получается, что в любом случае их отказ ведёт лишь к одному – ремонту!


А вот чтобы не приближать этот момент, рекомендуется строго соблюдать периодичность работ по замене ремня ГРМ. Цена игнорирования этой процедуры – «встреча» поршня с клапанами внутри цилиндров двигателя. В результате погнутые клапана уж точно потребуют дорогостоящего ремонта ГРМ и основательной «перетряски» головки цилиндров.


Но даже если не дойдёт до катастрофических последствий, износ ремня (и особенно вытягивание металлической цепи – если в двигателе цепной привод) сбивает фазы газораспределения. А это в свою очередь приводит к падению мощности и ухудшению экономичности двигателя.

Совет:

Для двигателей без гидрокомпенсаторов клапанов рекомендуется внимательно следить и своевременно выполнять регулировку тепловых зазоров. Это значительно повышает крутящий момент – особенно на низких оборотах двигателя. А значит каждое троганье из мучительной игры газом и сцеплением превратиться в лёгкую и приятную процедуру. В результате и трансмиссия будет изнашиваться меньше, и лишний раз остановиться и пропустить пешехода станет не лень!

Интересные факты

В 2007 году королевский класс шоссейно-кольцевых мотогонок MotoGP перешёл на новый технический регламент – теперь рабочий объём двигателей мотопрототипов уменьшился с литра до 800 куб. см. Это нововведение очень больно ударило по Валентино Росси – легендарный чемпион мастерски укрощал прежних литровых монстров, а восмисоткубовые мотоциклы оказались по силам и менее талантливым мотогонщикам…


А вот кто выиграл от нового регламента, так это Кейси Стоунер. Его команда Ducati подготовила мотоцикл, значительно превосходящий по мощности конкурентов. Это особенно чувствовалось на длинных прямых – на трассах вроде португальского Эшторила Стоунеру не было равных! Немалый вклад в DucatiPower – так «окрестили» превосходство итальянских мотоциклов по мощности – внесли десмодромные клапана. Прототип, на котором Кейси Стоунер досрочно завоевал титул Чемпиона мира 2007 года, так и назывался – DucatiDesmosedici.


Десмодромный клапанный механизм предполагает не только открытие клапана нажатием кулачка распределительного вала (как и на большинстве 4-х тактный двигателей – в том числе и автомобильных), но и принудительное закрытие клапана этим же кулачком. Для работы десмодромного механизма толкатель клапана и кулачок распредвала имеют хитрую конструкцию – и неразрывную кинематическую связь между собой. За счёт этого отпадает надобность в клапанных пружинах, механизм получается проще и может эффективно работать на высоких оборотах – что и продемонстрировала команда Ducati, обставив конкурентов в боевых условиях спортивных трасс!


Почему же десмодромные механизмы не находят широкого применения в обычных двигателях? Ответ прост – такой привод клапанов эффективен лишь при очень высокой частоте вращения двигателя. К тому же требует филигранной точности в обработке деталей. А значит, он либо неприменим для серийного производства автомобилей, либо имеет слишком большую стоимость. А жаль, ведь каждому водителю хочется чувствовать под собой настоящую DucatiPower!



Обслуживаемые марки автомобилей

acura Alfa Romeo byd chery chrysler citroen daewoo daihatsu dodge faw fiat ford foton geely gmc greatwall honda hyundai"" infiniti isuzu
Акура Альфа Ромео БИД Черри Крайслер Ситроен Дэу Даихатсу Додж ФАУ Фиат Форд Фотон Джили Джи Эм Си Грейт Волл Хонда Хендай Инфинити Исузу
jeep JMC kia lifan mazda mini mitsubishi nissan opel peugeot plymouth pontiac renault seat skoda smart ssangyong toyota volvo
Джип Джей Эм Си КИА Лифан Мазда Мини Митсубиши Ниссан Опель Пежо Плимут Понтиак Рено СЕАТ Шкода СМАРТ Ссанг Йонг Тойота Вольво


Запишитесь на обслуживание в наш автосервис

Свяжитесь с нами!

Звоните
+7 (495) 922-94-01

Пишите
pulam@pulam.ru

Приезжайте
Варшавское шоссе, 170Г
или
проезд Досфлота дом 2, строение 4

Запрос цены и сроков
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Имя
Телефон
Заказать звонок
Имя
Телефон
Записаться в автосервис
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Желаемая дата и время записи
Имя
Телефон