Замена ступичного подшипника

от 500 руб.

Ступица колеса

Ступица переднего или заднего колеса представляет собой узел из нескольких ключевых деталей. В простейшем случае он включает непосредственно диск ступицы, ступичный подшипник, соединительные элементы (гайки, штифты, шайбы), грязезащитные кольца, заглушки.

В современных автомобилях, снабжённых АБС и системой стабилизации, ступица имеет более усложнённую конструкцию. В частности, подшипник ступицы может выполняться не как отдельный элемент, а быть непосредственной частью двойного ступичного диска (внутри которого располагаются несколько обойм радиально-упорных шариков/роликов). Кроме того, современные ступицы с внутренней стороны обязательно имеют зубчатые венцы для работы датчиков частоты вращения, являющихся частью АБС и/или системы стабилизации.

Другие названия

Колёсная ступица

Назначение ступицы

Ступица выполняет роль соединительного элемента для крепления колеса на ось. Благодаря ступичному подшипнику колесо может свободно вращаться, будучи при этом жёстко закреплённым на неподвижной оси (балке моста или поворотно кулаке). Для ведущего моста ступица также играет роль передатчика крутящего момента от приводного вала к колесу. Кроме того, к ступице крепится тормозной диск. Поэтому в целом, ступичный узел имеет ключевое влияние на управляемость автомобиля и безопасность движения!

Признаки неисправности

В целом ступица не является «капризным» узлом. Однако повредить её, как в процессе эксплуатации автомобиля, так и при небрежном ремонте можно довольно-таки легко.

Простейший пример: затяжка колёсных болтов. Если при откручивании, закручивании прилагать к ним большую силу, не заботясь при этом о правильной посадке болтов в отверстии, можно легко сорвать резьбу! Такая неисправность очевидна, однако её ценой может стать замена ступицы, что весьма трудоёмко.

Ещё одним неприятным отказом ступицы ведущих колёс является износ внутренних шлицов. Как правило, он прогрессирует при агрессивной езде с резкими троганьем с места и ускорениями автомобиля.

Едва ли не главная деталь ступицы – подшипник – при эксплуатации автомобиля испытывает экстремальные нагрузки. В случае естественного механического износа или попадания грязи, подшипник начинает гудеть (особенно сильно при повороте руля) – это явный признак необходимости замены подшипника ступицы. Цена вопроса – безопасность движения, поэтому данной процедурой не стоит пренебрегать.

Ещё один признак износа подшипников – повышенная вибрация. От задних или передних колёс на кузов передаётся характерный «зуд», который со временем переходит в ощутимые удары. В этом случае требуется срочная замена ступичного подшипника, иначе придётся либо в скором времени менять ступицу целиком, либо устранять ещё более масштабные неисправности остальных узлов подвески.

Поводом к замене ступичного подшипника может стать сильный удар в подвеске (к примеру, от попадания колеса в яму на высокой скорости). После таких случаев водителю стоит внимательно прислушиваться к работе механики: появление посторонних шумов может стать сигналом к замене переднего ступичного подшипника. Цена работы будет гораздо ниже, чем стоимость ремонта всей подвески или угроза безопасности движению!

Замена ступицы и подшипника ступицы

Определить необходимость замены ступицы можно с помощью нехитрого теста. Расторможенное вывешенное колесо несильно раскручивается от руки. При исправной ступице (и некритично изношенном ступичном подшипнике) колесо должно останавливаться плавно – с характерным тихим «шелестом». Если же колесо «заедает» и слышаться «хрустящие» звуки, неисправность ступицы очевидна.

В зависимости от конструкции подвески, ступица и ступичный подшипник могут представлять собой единый или разборный узел. Кроме того, замена подшипника может осуществляться без замены самой ступицы – или совместно с ней. Ниже приведён пример замены передней ступицы с отдельным подшипником:

  • ослабляются колёсные болты и центральная гайка крепления ступицы;
  • колёса автомобиля вывешиваются на подъёмнике или домкрате (при использовании домкрата обязательно применять дополнительные упоры под кузов!);
  • снимается нужное колесо и до конца откручивается гайка ступицы;
  • откручивается болты крепления тормозного суппорта (желательно отвести суппорт и надёжно закрепить его на гибком подвесе, чтобы не допустить разгерметизации тормозной системы!);
  • тормозной диск отсоединяется от суппорта;
  • для снятие ступицы лучше использовать специальный съёмник: его лапками обхватывают внешний край ступицы а центральный стержень-винт вкручивается в отверстие вала оси. В результате ступица снимается, а ступичный подшипник остаётся на месте;
  • если нет съёмника, ступицу можно снять вместе с подшипником: для этого от нижней части поворотного кулака откручивается крепёж шаровой опоры, а от верхней части – болты крепления к стойке амортизатора;
  • отсоединяется датчик АБС (при его исправности он может в дальнейшем быть переставлен на новую ступицу);
  • ступица наклоняется вниз и «сдергивается» со шлицов приводного ШРУСа (для облегчения операции полезно вывернуть руль влево – для снятия ступицы правого колеса, или наоборот);
  • при необходимости замены подшипника, со снятой ступицы потребуется его выпрессовка – и последующая запрессовка нового подшипника (ход операции будет зависеть от конструкции ступицы);
  • новая ступица устанавливается в обратном порядке.

Что необходимо сделать на автомобиле:

Прежде чем принимать решение о замене подшипника передней ступицы и/или ступицы в сборе необходимо точно определить неисправность. Если повреждена ступица (к примеру, сорвана резьба в отверстиях под болты колёс или изношены внутренние шлицы) – вывод о необходимости замены очевиден. Но вот гул со стороны колеса не обязательно свидетельствует об износе подшипника ступица («виновником» могут быть тормозные колодки или биение тормозного диска).

Не следует забывать, что в отличие от тех же тормозных колодок подшипник ступицы или ступица в сборе не меняются попарно – только узел с явной неисправностью!

Рекомендуемые дополнительные действия

Поскольку замена ступицы включает снятие тормозных механизмов логично проверить износ колодок. При необходимости их можно заменить «заодно» со ступицей. К этим же работам можно приурочить и замену амортизатора  – раз уж подвеска «всё равно» подверглась разборке. Нельзя забывать и о проверке пыльников ШРУСов!

Срок службы ступичного узла

Изначально, ступицы современных автомобилей рассчитаны на весь срок службы (или, по крайней мере, не ниже пробега в 100 тыс. км). Однако их ресурс во многом зависит от условий эксплуатации машины. Езда по плохим дорогам, резкие старты и «дёрганный» стиль вождения, небрежное обслуживание и т.п. может «приговорить» ступичный узел к замене намного раньше!

Чем грозит несвоевременная замена

Гул со стороны изношенного ступичного подшипника – это не просто неприятный раздражитель для водителя. Повышенное сопротивление качению ухудшает управляемость автомобиля, снижает его активную безопасность, увеличивает расход топлива. А также приводит к повышенному износу других элементов (приводных валов, тормозных колодок, шин и пр.). Таким образом, совокупный ущерб от эксплуатации автомобиля с изношенными узлами намного выше, чем стоимость замены подшипника передней/задней ступицы или ступиц в сборе!

Совет

Шум ступичных подшипников не обязательно свидетельствует об их критическом износе. В автомобилях старых конструкций конические подшипники требовали периодической регулировки. В результате шум либо исчезал (и подшипник нормально «ходил» и дальше). Либо при разборке ступицы для регулировки подшипника делался вывод о необходимости его замены. Аналогично, шум и повышенные вибрации передних колёс могут возникать при износе ШРУСов, а не ступичных подшипников (или внутренних шлицев ступицы).

Интересные факты

В большинстве легковых автомобилей для крепления колеса используются четыре или пять болтов, равномерно расположенных по окружности ступицы. А центральная гайка предназначена для крепления самой ступицы. Однако в автоспорте – для ускорения смены покрышек (вместе с колёсными дисками, разумеется) – ещё в прошлом веке придумали специальные ступицы. В них центральная гайка предназначается для крепления всего колеса. Нужно заметить, что среди «дорожных тюнеров» тоже имеются конструкции ступиц для обычных легковых авто с единственной колёсной гайкой. Может быть именно поэтому от тюнеров чаше всего звучит вопрос «Сколько стоит замена подшипника передней ступицы



Обслуживаемые марки автомобилей

acura Alfa Romeo byd chery chrysler citroen daewoo daihatsu dodge faw fiat ford foton geely gmc greatwall honda hyundai"" infiniti isuzu
Акура Альфа Ромео БИД Черри Крайслер Ситроен Дэу Даихатсу Додж ФАУ Фиат Форд Фотон Джили Джи Эм Си Грейт Волл Хонда Хендай Инфинити Исузу
jeep JMC kia lifan mazda mini mitsubishi nissan opel peugeot plymouth pontiac renault seat skoda smart ssangyong toyota volvo
Джип Джей Эм Си КИА Лифан Мазда Мини Митсубиши Ниссан Опель Пежо Плимут Понтиак Рено СЕАТ Шкода СМАРТ Ссанг Йонг Тойота Вольво


Запишитесь на обслуживание в наш автосервис

Свяжитесь с нами!

Звоните
+7 (495) 922-94-01

Пишите
pulam@pulam.ru

Приезжайте
Варшавское шоссе, 170Г
или
проезд Досфлота дом 2, строение 4

Запрос цены и сроков
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Имя
Телефон
Заказать звонок
Имя
Телефон
Записаться в автосервис
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Желаемая дата и время записи
Имя
Телефон