Замена двигателя

от 500 руб.

Двигатель автомобиля

Тепловой автомобильный двигатель – это компактный агрегат, включающий в себя несколько механизмов (кривошипно-шатунный, газораспределительный) и систем (смазки, охлаждения, питания, глушения шума выхлопа и пр.), работающих как единое целое. Их согласованная работа обеспечивает преобразование теплоты, полученной от сжигания топлива, в механическую работу вращающегося вала.

Другие названия

ДВС, мотор (разговорные «движок», «двиган») и т.п. Термин «силовой агрегат» относится к двигателю, соединённому с коробкой передач, однако очень часто применяется и к самому двигателю.

Назначение

Двигатель внутреннего сгорания – это неотъемлемая часть любого автомобиля, обеспечивающая его движение, а также снабжение электричеством и теплом для обогрева салона.

Признаки неисправности

Поскольку в моторе имеется целый ряд механизмов и систем, которые в свою очередь состоят из крупных и мелких узлов, включающих в себя отдельные детали, причин для отказа/нарушения нормальной работы двигателя бывает множество. Однако большинство из них связано с естественным износом деталей – либо «плавным» (в процессе нормальной эксплуатации), либо резким, аварийным (при значительном нарушении условий работы мотора либо при ошибках обслуживания или использовании некачественных запчастей).

Основными признаками неисправности двигателя являются:

  • стуки в кривошипном или газораспределительном механизме;
  • значительный расход масла (требуется замена колец двигателя);
  • повышенный расход топлива;
  • увеличение токсичности отработавших газов;
  • падение мощности двигателя;
  • ухудшение эластичности (так называемой «приёмистости») мотора;
  • сильные вибрации двигателя на опорах (особенно на переходных, неустановившихся режимах).

Замена двигателя может потребоваться только в том случае, когда износ или повреждения его главных узлов не позволяют восстановить работоспособность регулировкой и/или заменой отдельных деталей. Поскольку стоимость двигателя может составлять до трети от нового автомобиля, цена замены двигателя будет на порядок превышать расходы на ремонт и или установку новых узлов. Именно поэтому замена двигателя – это крайняя мера на тот случай, когда мотор совершенно не подлежит восстановлению другими способами.

Иногда под заменой двигателя подразумевают ремонт ключевых систем (прежде всего, блока цилиндров). Блок может подвергаться расточке, а двигатель – переборке (с тщательной очисткой и дефектовкой отдельных деталей – заменой их новыми при необходимости). Поскольку блок цилиндров является номерным агрегатом, его замена по документам приравнивается к замене мотора целиком – даже если значительная часть деталей «перекочевала» на новый блок с прежнего двигателя.

Однако вне зависимости от количества и сложности ремонтных работ, замена двигателя обязательно предполагает его полное снятие с автомобиля.

Замена опор/снятие двигателя

Прежде чем рассматривать последовательность работ для замены двигателя, необходимо оговориться, что снятие двигателя чаще всего требует его демонтажа вместе с КПП. В этом случае правильней говорить о снятии силового агрегата автомобиля.

Для проведения операции понадобится подъёмная таль или гидравлический подъёмник. Демонтированный силовой агрегат должен опускаться на специальную подставку (обычно это тележка с колёсами – для возможности транспортировать снятый мотор).

В зависимости от конструкции конкретного автомобиля силовой агрегат удобней снимать либо вверх из подкапотного пространства, либо вниз. Кроме того, ряд операций (к примеру, отсоединение топливоподачи от карбюратора либо трубок системы впрыска) будут отличаться ввиду различия в конструкции агрегатов и систем. Принципиально общий алгоритм проведения работ следующий:

  • автомобиль устанавливается на подъёмнике, затягивается ручной тормоз;
  • под задние колёса кладутся упоры, передняя ось вывешивается, открывается капот (может потребоваться снятие крышки капота);
  • снимается «минусовой» провод аккумулятора;
  • из рубашки охлаждения двигателя сливается жидкость;
  • откручивается пробка маслозаливной горловины, в поддоне картера отворачивается пробка и сливается масло;
  • из коробки передач также сливается масло;
  • откручивается крепёж и снимаются листы защиты картера (при наличии дополнительного щита под моторным отсеком он снимается в первую очередь);
  • отсоединяется приёмная труба глушителя;
  • от двигателя отсоединяется патрубок воздуховода (или снимается корпус воздушного фильтра);
  • ослабляется хомут и снимается трубка «вакуумника» (т.е. пневмоусилителя тормозов);
  • от корпуса КПП отсоединяется проводник «массы» (предварительно нужно отвернуть его крепёжных болт);
  • ослабляются крепёжные хомуты – с патрубков стягиваются шланги термостата;
  • с распределителя/модуля зажигания снимаются провода высокого, а затем низкого напряжения;
  • снимается топливопровод от насоса;
  • ослабляется крепёж наконечника и снимается сервопривод сцепления;
  • от клемм отсоединяются провод тягового реле стартёра и провод генератора;
  • снимается тросовый привод дроссельной заслонки (вместе с его крепежом);
  • откручиваются клеммы датчиков нагрева охлаждающей жидкости и манометр масляной системы;
  • ослабляются хомуты и с патрубка снимаются шланги отопителя салона (отводящий и подводящий);
  • откручивается болт хомута и снимается тяга привода рычага КПП;
  • с корпуса коробки снимается привод спидометра (а также провод сигнализатора заднего хода);
  • ослабляется крепёж элементов подвески к картеру коробки передач (после откручивания растяжки отводятся так, чтобы не препятствовать снятию двигателя);
  • вынимаются шплинты и откручиваются гайки наконечников рулевых тяг;
  • пальцы шарниров тяг выпрессовываются специальным съёмником;
  • откручиваются два болта крепления шаровой опоры – поворотный кулак отсоединяется от рычага подвески;
  • внутренние хвостовики приводных валов поочерёдно вынимаются из коробки передач (затем отводятся в сторону – чтобы не мешали другим этапам работы по замене двигателя);
  • во избежание проворота шестерней полуоси, вместо наконечников ШРУСа в гнёзда КПП вставляется пара технологических заглушек;
  • отворачивается крепёж и снимается щиток сцепления, ослабляются болты крепления кожуха сцепления к торцу блока цилиндров (эта операция облегчает дальнейшие работы на уже отсоединённой коробке передач);
  • к рым-болтам двигателя крепятся тросы тали – и натягиваются для выбора слабины;
  • откручиваются пара крепёжных гаек опоры двигателя (на этом же этапе можно провести замену передней и/или задней опоры двигателя);
  • ослабляется гайка опоры, двигатель слегка приподнимается, чтобы легче вынуть болт правой передней опоры;
  • откручивается гайка левой опоры – болт вынимается;
  • ещё раз проверяется, все ли шланги и электрические провода отсоединены от двигателя;
  • двигатель опускается на специальные упоры, автомобиль приподнимается – теперь силовой агрегат может быть вынут снизу.

Установка силового агрегата осуществляется в обратной последовательности. Кроме того необходимо:

  • залить в картер моторное масло, в картер коробки передач – трансмиссионное;
  • заполнить рубашку охлаждения жидкостью;
  • заменить пружинные кольца приводных валов новыми (перед их соединением с коробкой передач). Крайне не рекомендуется использовать б/у кольца, во избежание выпадения приводов из коробки при движении автомобиля!
  • после завершения монтажа силового агрегата под капотом, окончательную затяжку болтов опор и крепежа передней подвески производить только при опускании автомобиля (рекомендуется слегка покачать кузов спереди, чтобы выбрать слабину);
  • финальный этап монтажа: регулировка приводных тросов дросселя, механизма выжима сцепления и переключения КПП – все органы управления должны перемещаться свободно, без шума и заеданий.

После запуска двигателя тщательно проверяется отсутствие подтёков эксплуатационных жидкостей. По данным приборов проверяется давление масла (заодно оценивается функциональность самих приборов). В процессе работы двигателя не должно быть сильных вибраций, не должно слышаться постукиваний, посторонних шумов.

Рекомендуемые дополнительные действия

Поскольку в процессе замены двигателя от рычагов подвески отсоединялись поворотные кулаки, после окончания работ рекомендуется отрегулировать развал/схождение колёс.

Срок службы двигателя

Ресурс современного двигателя легкового автомобиля составляет от 100 до 300 тыс. км пробега. Это не значит, что обслуживание и ремонт (включая замену расходных материалов и отдельных деталей) не понадобятся двигателю раньше. Однако под общим ресурсом понимается продолжительность работы двигателя до капитального ремонта. Обычно этот ресурс лимитируется выносливостью основного механизма – износом зеркал цилиндров, шатунных и коренных шеек коленвала (а также вкладышей подшипников скольжения), поршней, шатунов и пр.

Ресурс головки блока цилиндров при правильной эксплуатации двигателя должен совпадать с ресурсом кривошипно-шатунного механизма (т.е. говоря в общем, ресурсом блока). Именно эти узлы – головка и блок цилиндров – как наиболее нагруженные и содержащие ответственные детали лимитируют ресурс мотора в целом. Ещё раз оговоримся, что этот ресурс не означает отсутствие необходимости замены отдельных деталей (к примеру, замена фильтров двигателя или свечей зажигания, конечно же, осуществляется раньше, чем через 100 тыс. км пробега!).

Замена опор (или «подушек») двигателя также требуется не раньше, чем через 100 тыс. км. Однако в некоторых случаях, например при «рваном» стиле езды (когда автомобиль резко ускоряется/замедляется), двигатель постоянно работает на неустановившемся режиме и сильно нагружает опоры. Тогда ресурс их упругих элементов значительно уменьшается.

Чем грозит несвоевременный ремонт

Эксплуатация автомобиля с неисправным двигателем запрещена Правилами дорожного движения! Но даже если игнорировать официальный запрет, повреждённый/изношенный мотор не приносит владельцу автомобиля ничего, кроме дополнительных расходов. Повышенный «аппетит» двигателя к топливу, значительный расход масла на угар, постоянные утечки рабочих жидкостей, ущерб экологии… Не развивая полной мощности и не обеспечивая должный разгон, неисправный двигатель превращает автомобиль в помеху для других участников дорожного движения. При этом водитель и пассажиры неисправного экипажа подвергаются риску попасть в аварию. И наконец, неотремонтированный вовремя двигатель может выйти из строя в любой момент, оставив замерший автомобиль и одинокого горе-водителя посреди дороги!

Совет:

Поскольку в процессе замены двигателя осуществляется разборка подвески (пусть и частичная), рекомендуется проверить состояние сайлентблоков, шаровых опор, втулок стабилизаторов, а также защитных колпачков ШРУСов и других узлов, находящихся «в зоне доступа».

Интересные факты

В конце 90-х годов в Формуле-1 использовались так называемые «квалификационные двигатели». Эти моторы устанавливались на болиды и эффективно работали лишь в течение пары часов – как раз достаточно, чтобы выдать умопомрачительную мощность (при очень лёгкой конструкции) на протяжении квалификационных заездов – а затем спокойно «испустить дух». Ресурс этих моторов был очень маленький, а стоимость использования – колоссальной! Именно поэтому «квалификационные» двигатели могли позволить себе только очень богатые команды (к примеру, Феррари, Макларен-Мерседес и т.п.).

Зато конструкция таких моторов позволяла целиком снимать и устанавливать двигатель на болид за пару часов! А вот современные двигатели, гораздо более «живучие», но усложнённые гибридными системами и турбонаддувом, уже нельзя так просто демонтировать – на замену может потребоваться десять часов и более!..



Обслуживаемые марки автомобилей

acura Alfa Romeo byd chery chrysler citroen daewoo daihatsu dodge faw fiat ford foton geely gmc greatwall honda hyundai"" infiniti isuzu
Акура Альфа Ромео БИД Черри Крайслер Ситроен Дэу Даихатсу Додж ФАУ Фиат Форд Фотон Джили Джи Эм Си Грейт Волл Хонда Хендай Инфинити Исузу
jeep JMC kia lifan mazda mini mitsubishi nissan opel peugeot plymouth pontiac renault seat skoda smart ssangyong toyota volvo
Джип Джей Эм Си КИА Лифан Мазда Мини Митсубиши Ниссан Опель Пежо Плимут Понтиак Рено СЕАТ Шкода СМАРТ Ссанг Йонг Тойота Вольво


Запишитесь на обслуживание в наш автосервис

Свяжитесь с нами!

Звоните
+7 (495) 922-94-01

Пишите
pulam@pulam.ru

Приезжайте
Варшавское шоссе, 170Г
или
проезд Досфлота дом 2, строение 4

Запрос цены и сроков
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Имя
Телефон
Заказать звонок
Имя
Телефон
Записаться в автосервис
Марка и модель авто
Какие работы необходимо провести?
Желаемая дата и время записи
Имя
Телефон