Замена масла в двигателе
от 500 руб.-
Моторное масло
-
В двигателе внутреннего сгорания смазочное масло хранится в поддоне картера, откуда через патрубок и сетчатый фильтр забирается масляным насосом (приводится во вращение от коленчатого вала) и нагнетается в полнопоточный фильтр и далее – в центральную масляную магистраль блока цилиндров. Из магистрали масло сквозь поперечные каналы блока подаётся к опорам коленчатого вала и сквозь отверстия во вкладышах попадает в зазор между ними и коренными шейками коленчатого вала. Его вращение «гонит» масло от коренных шеек (в них тоже имеются отверстия) по внутренним сверлениям к шатунным шейкам – остатки масла разбрызгиванием оседают на других деталях и затем скатываются обратно в поддон картера. На современных форсированных двигателях в основании коренных шеек устанавливаются специальные форсунки – разбрызгиваясь из них, масло попадает на днище поршней и охлаждает их.
По вертикальным каналам блока (также отходящим от центральной масляной магистрали) смазка нагнетается в головку цилиндров и по её каналам – к подшипникам распределительного вала. Выдавливаемое масло «захватывает» также рычаги/толкатели клапанов и остальные детали, а затем тоже свободно сливается обратно в поддон картера.
Противовесы коленвала при его вращении ударяют в поверхностный слой масла в картере и разбрызгивают его, поднимая своеобразный «масляный туман». Этим достигается смазка практически всех узлов внутри блока цилиндров двигателя – включая зеркало цилиндров. Излишки масла с зеркала снимаются кольцами поршней – сквозь отверстия в кольцах (а маслосъёмное кольцо имеет специальный профиль в виде «скребка») масло отводится под днище поршня (к пальцу и верхней головке шатуна).
Таким образом, ответственные узлы (подшипники коленчатого и распределительного вала) смазываются под давлением, а остальные детали – разбрызгиванием, масляным туманом или самотёком.
Следует отметить, что датчик давления масла – неизменный атрибут любого двигателя – устанавливается в торце центральной масляной магистрали. На форсированных спортивных моторах может присутствовать датчик температуры масла. А на двигателях с электронной системой управления имеется датчик уровня масла в картере.
-
Другие названия
-
Моторное масло по своему типу бывает синтетическое или минеральное, зимнее, летнее или всесезонное. Соответственно, встречаются разговорные значения: «синтетика», «минералка», «всесезонка» и т.п.
«Обраткой» называется отработавшее масло, слитое из картера двигателя. Для повторной заправки в мотор оно не подходит, а вот для смазки резьбы, различных не сильно ответственных трущихся пар и прочих хозяйственных приложений годиться вполне.
-
Назначение моторного масла
-
В двигателе внутреннего сгорания смазочное масло выполняет сразу несколько ключевых функций:
- уменьшает трение в кинематических парах (включая самые ответственные – подшипники скольжения валов);
- охлаждает детали двигателя (для охлаждения самого масла могут присутствовать отдельные радиаторы под капотом либо в простейшем случае – оребрение поддона картера);
- выносит продукты износа из пар трения (для повышения очищающих способностей масло содержит специальные «моющие» присадки, а для очистки самого масла имеется фильтр);
- выступает в роли рабочего тела для гидроагрегатов (к примеру, гидравлических компенсаторов зазоров клапанов).
Именно в результате такой сложной работы масло испытывает значительные нагрузки и подвергается старению – спустя определённое время требуется обязательная замена масла в двигателе.
-
Признаки необходимости замены масла в ДВС
-
Согласно обычной процедуре подготовки автомобиля к выезду проверка уровня масла должна проводиться ежедневно, перед запуском двигателя. Уровень масла определяется по щупу: щуп вынимается из гнезда, протирается чистой ветошью и плотно вставляется обратно. Затем снова вынимается – след от масла должен быть в границах отметок minи max. Соответственно, если уровень смазки меньше рабочего, необходимо долить масло в картер. А вот полная замена масла в бензиновом или дизельном двигателе требуется если:
- масло отработало свой ресурс (для каждого двигателя он индивидуален, указывается в сервисной книге);
- закончена обкатка двигателя (требуется первая замена масла и фильтра);
- в результате ремонтных работ (к примеру, снятия головки двигателя или замены цепи привода ГРМ) масло подверглось загрязнению;
- в масло попала охлаждающая жидкость (к примеру, из-за прогорания прокладки блока цилиндров) или вода (при преодолении брода или глубокой лужи);
- лампочка в комбинации приборов показывает недостаточное давление масла на прогретом работающем двигателе;
- масло на щупе чёрное, а в капельке, растёртой между пальцами, явно ощущаются твёрдые частицы (хотя следует оговориться, что сам по себе чёрный цвет масла не является признаком его старения – см. ниже).
Кроме перечисленных случаев замена моторного масла требуется всегда, когда есть желание перейти на другого производителя и/или тип смазки (к примеру, с минерального на синтетическое).
-
Замена моторного масла в двигателе
-
Полная замена масла в двигателе практически не отличается для автомобилей различных марок. Алгоритм работ выглядит следующим образом:
- операция проводится на прогретом двигателе;
- автомобиль устанавливается на смотровой яме, либо на эстакаде, или вывешивается на подъёмнике (главное, чтобы кузов располагался строго горизонтально!);
- открывается капот, снимается крышка маслозаливной горловины, вынимается масляный щуп;
- под картер двигателя подставляется ёмкость для слива отработавшего масла (ёмкость нужно сдвинуть слегка вперёд по ходу, т.к. отверстие в поддоне картера выполнено с наклоном);
- откручивается сливная пробка (поскольку масло горячее важно не обжечься! И не потерять пробку, которую «выбивает» из рук струёй масла);
- часто в инструкции по эксплуатации автомобиля указано точное время слива всего масла (для 4-5 литров это примерно 5-7 минут);
- когда слив масла подходит к концу необходимо открутить масляный фильтр (если он «прикипел» лучше использовать специальный съёмник – в крайнем случае, обернуть корпус фильтра наждачной бумагой и скручивать его только усилиями рук!);
- как только отработавшее масло перестанет вытекать из сливного отверстия, пробка поддона картера закручивается обратно;
- в новый масляный фильтр наливается немного свежего масла, также рекомендуется смазать по периметру уплотнительное кольцо фильтра;
- новый фильтр закручивается усилием рук;
- в заливную горловину двигателя наливается свежее масло (лучше использовать воронку, чтобы не расплескать масло и заранее держать под рукой ветошь для обтирки);
- при заливке масла уровень периодически контролируется щупом – по окончанию заправки он должен оставаться в границах рисок min и max;
- когда процедура завершена, закручивается пробка маслозаливной горловины, щуп плотно вставляется на место;
- далее нужно запустить двигатель – после короткой работы на холостом ходу следует вновь проконтролировать уровень масла (он обязательно снизится – необходимо долить, не превышая отметку max на щупе).
Всегда следует помнить, что цена замены моторного масла включает в себя не только стоимость новой канистры, но и весь комплекс работ, а также цену масляного фильтра. Менять его следует обязательно при каждой заправке нового масла (иначе смысл процедуры сводится к нулю!).
-
Что необходимо сделать на автомобиле:
-
Первая замена масла на новом авто должна проводится сразу по окончании процедуры обкатки (обычно это 1000 км). Вместе с заменой масла меняется и масляный фильтр, а также проводятся остальные процедуры в рамках «нулевого» ТО.
Также современные автосервисы предлагают услугу экспресс замены масла в двигателе. Её суть – вакуумная откачка старого масла через отверстие масляного щупа. В результате процедура протекает быстрее (поскольку «слив», точнее «отсос» масла осуществляется компрессором) и проще – не нужно поднимать автомобиль и возиться с подстановкой сливных ёмкостей.
Однако, несмотря на привлекательную цену, проводить экспресс замену масла в двигателе рекомендуется только в профессиональном автосервисе, располагающим мощным вакуумным оборудованием. Любые другие системы (включая ручные насосы) при откачивании масла через отверстие щупа не дают гарантий полного удаления «отработки».
И даже при качественно проведённой процедуре экспресс-замены масла не следует пренебрегать обычным, «пробочным» сливом – этот традиционный способ даёт гарантию удаления так называемого «тяжёлого масла», т.е. придонного осадка, содержащего значительную долю загрязнений.
-
Рекомендуемые дополнительные действия
-
Владельцам современных автомобилей, особенно оснащённых гидрокомпенсаторами клапанов (и тем более – турбонаддувом!) следует очень аккуратно относится к разного рода «промывочным жидкостям». Их остаток после слива (а это всегда не менее 5% от ёмкости системы) вступает в неконтролируемые химические реакции со свежим моторным маслом. И в лучшем случае нивелируют изначальные свойства присадок, делая масло неработающим. В худшем же случае двигатель получает ущерб от работы на неизвестном «химическом гибриде»! Да и сама процедура «промывки» не несёт для мотора ничего полезного – даже кратковременная работа на жидком масле (а именно такой в большинстве случаев является «промывочная жидкость») увеличивает износ подшипников коленчатого и распределительного вала. Особенно губительна «промывка» для подшипников турбокомпрессора и гидротолкателей клапанов.
Если же у владельца имеется стойкое желание всё-таки промыть двигатель, то лучше сделать это с помощью дополнительной смены масла – когда после заливки нового масла и короткого пробега (не более 500 км) оно снова меняется (на масло того же сорта и производителя!) вместе с масляным фильтром..
-
Продолжительность работы между заменами
-
Для легковых автомобилей периодичность замены моторного масла определяются производителем в пределах 10-15 тыс. км пробега. Однако при эксплуатации автомобиля в тяжёлых условиях (в холодном климате, на бездорожье, при частой работе с высокой нагрузкой, заправке некачественным бензином и т.п.) интервал замены масла необходимо сокращать. Поводом к замене масла в бензиновом или дизельном двигателе также является проникновение воды или попадания грязи (к примеру, при разборке агрегатов/снятии головки цилиндров и т.п.).
-
Чем грозит несвоевременная замена
-
При естественном износе двигателя в моторное масло попадают частички абразива. Большая часть из них задерживается фильтром, но при долгой работе мотора без замены масла оно всё равно накапливает значительную долю «абразива». А поскольку и фильтр уже засорён – не может эффективно очищать масло – оно из смазывающего агента превращается в активатор трения! Чем ускоряет износ двигателя – особенно подшипников скольжения. Таким образом, плановая стоимость замены масла в двигателе оказывается значительно меньше, чем внезапно требуемый капитальный ремонт мотора!
-
Совет:
-
Многие автолюбители полагают, что цвет масла свидетельствует о его чистоте/работоспособности. К примеру, новое масло имеет оливковый оттенок и довольно прозрачно (на щупе под слоем масла хорошо заметны отметки min, max). А если масло почернело, его следует немедленно менять?
На самом деле современные синтетические масла имеют в своём составе мощный комплекс присадок, включая так называемые «моющие». Их работа позволяет поддерживать трущиеся узлы двигателя в чистоте – это безусловный плюс. Однако само масло при этом сильно «пачкается» и становится чёрным. Но при этом продолжает исправно работать!
Так что «цветовой тест» современного масла – процедура очень неточная. Хотя в лабораторных условиях по пробе масла из картера могут действительно чётко сказать и о его работоспособности, и о состоянии самого двигателя (по количеству абразивных частиц можно установить степень износа). Однако такие тесты весьма дороги для рядовых автомобилистов!..
-
Интересные факты
-
Двигатели спортивных и гоночных автомобилей часто имеют систему смазки с «сухим картером». Это означает, что масляная система представляет собой строго замкнутую «кровеносную сеть», в которой масло циркулирует по замкнутому кругу и нигде свободно не изливается (не стекает в картер, как в большинстве обычных моторов).
Но даже если спортивные автомобили имеют систему смазки с «мокрым картером», когда рабочий объём смазки хранится в поддоне, внутри него имеются специальные перегородки – чтобы избежать сильного прилива масла в ту или другую сторону при значительных ускорениях автомобиля. Также во избежание масляного голодания насос имеет не один, а несколько заборных патрубков – чтобы даже при резких виражах от них не отливало масло, прижатое перегрузкой к противоположным стенкам картера!
Ремонт и замена двигателя цены
Двигатель | |
Замена воздушного фильтра | от 200 руб. |
Замена гидрокомпенсаторов | от 4 000 руб. |
Замена головки блока цилиндров | от 8 000 руб. |
Замена заглушек блока цилиндров | от 500 руб. |
Замена заднего сальника | от 3 000 руб. |
Замена клапанной прокладки | от 500 руб. |
Замена коллекторных прокладок | от 500 руб. |
Замена масла | от 500 руб. |
Замена масла в АКПП | от 500 руб. |
Замена масла в КПП | от 500 руб. |
Замена масла в мосту | от 500 руб. |
Замена маслосъемных колпачков | от 2 000 руб. |
Замена масляного насоса | от 1 000 руб. |
Замена натяжителя цепи | от 1 000 руб. |
Замена опоры двигателя | от 500 руб. |
Замена опоры двигателя кпп | от 500 руб. |
Замена переднего сальника | от 500 руб. |
Замена помпы | от 1 000 руб. |
Замена поршневых колец | от 10 000 руб. |
Замена прокладки головки блока | от 4 000 руб. |
Замена прокладки передней крышки | от 1 000 руб. |
Замена прокладки поддона | от 1 000 руб. |
Замена распредвала | от 3 000 руб. |
Замена ремня генератора | от 200 руб. |
Замена ремня гидроусилителя | от 200 руб. |
Замена ремня ГРМ | от 3 000 руб. |
Замена ролика-натяжителя | от 500 руб. |
Замена салонного фильтра | от 200 руб. |
Замена сальника распредвала | от 2 000 руб. |
Замена свечей | от 400 руб. |
Замена термомуфты | от 800 руб. |
Замена успокоителя | от 2 000 руб. |
Замена цепи | от 3 000 руб. |
Замер компрессии | от 700 руб. |
Капитальный ремонт 16 клапанов | от 25 000 руб. |
Капитальный ремонт 8 клапанов | от 20 000 руб. |
Промывка двигателя и замена масла | от 500 руб. |
Регулировка клапанов | от 1 500 руб. |
Снятие и установка двигателя | от 8 000 руб. |
Установка защиты картера | от 500 руб. |
Устранение неисправностей | от 200 руб. |
Капитальный ремонт 16 клапанов | от 25 000 руб. |
Капитальный ремонт 8 клапанов | от 20 000 руб. |
ремонт головки блока цилиндров | от 3 000 руб. |
ремонт заглушек блока цилиндров | от 500 руб. |
диагностика двигателя | от 800 руб. |
диагностика инжектора | от 800 руб. |
замена бензиновых и дизельных двигателей | от 8 000 руб. |
замена воздушного фильтра | от 200 руб. |
замена гбц | от 8 000 руб. |
замена двигателя | от 8 000 руб. |
замена дизельных двигателей | от 8 000 руб. |
замена масла в двигателе | от 500 руб. |
замена масла в двс | от 500 руб. |
замена ремней грм (цепей грм) | от 2 500 руб. |
замена цепей | от 3 000 руб. |
капитальный ремонт двигателя | от 25 000 руб. |
переборка двигателя | от 25 000 руб. |
ремонт бензиновых и дизельных двигателей | от 25 000 руб. |
ремонт гбц | от 3 000 руб. |
ремонт двигателя | от 20 000 руб. |
ремонт дизельных двигателей | от 25 000 руб. |
Обслуживаемые марки автомобилей
Запишитесь на обслуживание в наш автосервис
Свяжитесь с нами!
Звоните |
Пишите |
Приезжайте |