Ремонт компонентов ГРМ
от 500 руб.-
Газораспределительный механизм
-
Механизм газораспределения (принятое сокращение ГРМ) включает в себя впускные и выпускные клапана, сёдла, пружины, втулки клапанов, маслоотражательные колпачки, газовые каналы в головке блока цилиндров, толкатели, рычаги (при их наличии), гидрокомпенсаторы тепловых зазоров (также при наличии), распределительный вал (возможно – с системой изменения фаз газораспределения) со звёздочкой и приводной ремень с натяжителем и роликами.
-
Другие названия
-
Клапанный механизм, система газораспределения (хотя правильнее всё-таки относить ГРМ к механизму, а не системе).
-
Назначение
-
ГРМ участвует в организации газообмена в двигателе: впускает рабочую смесь (в бензиновом моторе) или чистый воздух (в бензиновом двигателе с непосредственным впрыском, а также дизеле) в цилиндры и выпускает отработавшие газы. Кроме того, ГРМ определяет момент открытия и закрытия впускных/выпускных клапанов, тем самым устанавливая фазы газораспределения – ключевую характеристику для обеспечения эффективности рабочего процесса. В современных двигателях всё большее распространение получает система регулировки фаз – этим достигается повышение крутящего момента (особенно на низких оборотах двигателя) и улучшение топливной экономичности и экологичности двигателя.
-
Признаки неисправности
-
Дефекты элементов ГРМ бывает достаточно сложно установить, поскольку схожие «симптомы» могут проявляться из-за неисправностей других агрегатов. Тем не менее, признаками дефектов, которые можно определить «на ощупь», являются:
- частые металлические постукивания под клапанной крышкой (особенно ярко прослушиваются на небольших оборотах двигателя) – появляются при износе сёдел, стержней клапанов, втулок или увеличении тепловых зазоров;
- характерный шум или «шелест» спереди двигателя – явный износ ремня (цепи) ГРМ;
- сизый дым в отработавших газах/повышение расхода масла на угар – износ маслоотражательных колпачков (в простонародье «сальников клапанов»);
- детонация, стуки в двигателе при средних и высоких нагрузках – явный признак отложений, нагара на клапанах;
- «провалы» мощности двигателя (особенно непрогретого) – «зависание» клапанов, покрытых нагаром либо потеря упругости/поломка клапанных пружин.
Кроме перечисленных «симптомов» и их последствий, вышеописанные неисправности узлов и деталей ГРМ всегда приводят к снижению мощности двигателя, ухудшению его экономичности и повышению токсичности отработавших газов.
-
Ремонт клапанного механизма, замена ремня ГРМ
-
Поскольку газораспределительный механизм является одним из важнейших элементов двигателя, ремонт узлов ГРМ (или замена отдельных деталей) приравнивается к капитальному ремонту мотора. Хотя в принципе, для капитальной переборки механизма газораспределения и полного восстановления его функций достаточно снять только головку цилиндров двигателя.
Тем не менее, подобный ремонт проводится сравнительно редко – в отличие от такой распространённой процедуры, как замена ремня ГРМ. Цена подобной операции весьма незначительна, а вот последствия обрыва ремня весьма плачевны (см. ниже).
В профессиональном автосервисе замена ремня ГРМ проводится быстро и качественно. Алгоритм работ выглядит следующим образом:- автомобиль устанавливается на подъёмник (операцию также можно проводить на смотровой яме или эстакаде);
- затягивается ручной тормоз, коробка передач устанавливается в нейтральную позицию;
- аккуратно снимается приводной ремень вспомогательных агрегатов;
- демонтируется заглушка контактов генератора – отсоединяется «плюсовой» провод;
- ослабляется крепёж и генератор снимается полностью;
- для доступа к крышке ремня ГРМ нужно снять и отодвинуть в сторону бачок системы охлаждения (но без отсоединения подводящий трубок – чтобы не разгерметизироваться систему охлаждения);
- под кузов двигателя ставится надёжный упор, поскольку для некоторых моделей автомобилей может потребоваться снятие одной из опор передней подвески;
- выкручиваются четыре крепёжных болта шкива жидкостного насоса («помпы») – шкив полностью снимается (этот пункт опускается для двигателей, в которых помпа приводится во вращение непосредственно ремнём ГРМ – см. ниже);
- демонтируется пластиковая крышка механизма привода ГРМ;
- перед снятием ремня нужно специальным ключом повернуть коленвал за торцевой болт, чтобы совместить метки системы изменения фаз распределительных валов с рисками на головке цилиндров;
- выкручивается технологическая заглушка блока цилиндров и в неё устанавливается приспособление для стопорения коленчатого вала – вал слегка проворачивается до надёжной фиксации стержнем;
- выкручивается торцевой болт коленвала и снимается его шкив (часто болт коленчатого вала должен быть заменён новым – не допускается его повторное закручивание!);
- далее, при помощи специального приспособления фиксируются шкивы распределительных валов (чтобы исключить сбои в работе системы изменения фаз);
- чтобы дополнительно застраховать коленчатый вал от проворота при замене ремня, необходимо включить четвёртую передачу (либо перевести селектор «автомата» в положение «парковка»);
- после снятие шкива коленчатого вала следует ослабить три крепёжных болта нижней части крышки ремня ГРМ – и демонтировать крышку;
- чтобы ослабить натяжение ремня следует перевести натяжной ролик в направлении от ведущей ветви (ролик фиксируется металлическим стержнем);
- зубчатый ремень снимается со шкивов распределительных валов, затем со звёздочки коленвала и с натяжного ролика;
- новый ремень одевается сперва на выпускной распредвал, затем (следуя по направлению нормального вращения) на впускной, далее на звёздочку коленвала и затем заводится на натяжной ролик;
- убедившись, что ремень сел плотно на всё зубцы шкивов, можно удалить стержень-фиксатор натяжного ролика – пружина ролика сама установит нужное натяжение;
- возвращается на место нижняя часть крышки механизма ГРМ и фиксируется болтами;
- устанавливается шкив коленвала, затем в два этапа (соблюдая рекомендуемый момент) затягивается его торцевой болт;
- убираются фиксаторы коленчатого и распределительных валов (технологическое отверстие в блоке для установки фиксатора закрывается заглушкой);
- коробка передач устанавливается в «нейтраль» и коленчатый вал проворачивается на пару оборотов – метки на шкивах распредвалов должны точно совпасть с рисками на головке цилиндров;
- остальные детали возвращаются на свои места в порядке, обратном снятию.
Нюансы замены ремня ГРМ могут отличаться при ремонте двигателя определённой конструкции, однако принцип работ всё-таки соответствует общему алгоритму, приведённому выше.
-
Что необходимо сделать на автомобиле:
-
Следует отметить, что решение о замене ремня ГРМ принимается не только исходя их количества пройденных автомобилем километров, но и по фактическому состоянию ремня. Так, если при визуальном осмотре заметен износ зубцов, трещины, расслоения резиновой части, масляные потёки и прочие явные дефекты, менять ремень следует немедленно! Несмотря на возможный «недобранный» ресурс по километрам пробега.
-
Рекомендуемые дополнительные действия
-
Во многих двигателях ремень ГРМ, наряду с распределительными валами, приводит во вращение жидкостный насос. В этом случае замена ремня и «помпы» может быть проведена одновременно. Для этого после снятия изношенного ремня отворачиваются болты возле шкива помпы – после чего корпус насоса (с крыльчаткой с одной стороны и приводным шкивом с другой) может быть вынут.
Следует отметить, что цена совместной замены ремня ГРМ и помпы будет ниже, чем при выполнении этих операций по отдельности. Однако вопреки расхожему мнению, обязательная замена ремня при ремонте/обслуживании помпы вовсе не требуется (если, конечно, сам ремень ГРМ не имеет видимых повреждений). Точно так же и помпа (которую правильней всё-таки называть жидкостным насосом) не требует замены каждый раз, когда устанавливается новый ремень ГРМ – эти узлы никак не связаны между собой (хотя в некоторых случаях их ресурс сопоставим – поэтому очередная замена и может планироваться совместно).
-
Срок службы деталей клапанного механизма
-
Ресурс многих деталей ГРМ сравним с ресурсом самого двигателя (продолжительностью работы до первого капитального ремонта). Так клапана (как и сёдла, втулки, пружины) «ходят» 100-200 тыс. км пробега. А вот маслоотражательные колпачки бывает, требуют замены чуть раньше – их ресурс максимум 120-140 тыс. км.
Для несколько устаревших ГРМ ресурс приводных рычагов (их иногда называют «рокерами») составляет 50-100 тыс. км. В этом смысле современные механизмы с гидрокомпенсаторами гораздо надёжнее – их «живучесть» (как и ресурс распределительного вала) опять-таки соизмерима со сроком службы всего мотора (100-200 тыс. км).
Выходит что самым «капризным» звеном в ГРМ является ремень или цепь привода клапанов. Замена ремня ГРМ и роликов привода требуется каждые 60 тыс. км пробега (а на некоторых моделях автомобилей и раньше!). Нужно отметить, что стоимость замены ремня ГРМ в профессиональном автосервисе сравнительно небольшая – экономить на этом, затягивая замену на лишние два-три десятка тысяч километров явно не следует! Особенно учитывая неприятные последствия обрыва ремня (см. ниже).
-
Чем грозит несвоевременная замена
-
Практически любое повреждение деталей ГРМ приводит к немедленной остановке двигателя. Однако, как указывалось выше, многие детали механизма работают вплоть до капитального ремонта двигателя. Получается, что в любом случае их отказ ведёт лишь к одному – ремонту!
А вот чтобы не приближать этот момент, рекомендуется строго соблюдать периодичность работ по замене ремня ГРМ. Цена игнорирования этой процедуры – «встреча» поршня с клапанами внутри цилиндров двигателя. В результате погнутые клапана уж точно потребуют дорогостоящего ремонта ГРМ и основательной «перетряски» головки цилиндров.
Но даже если не дойдёт до катастрофических последствий, износ ремня (и особенно вытягивание металлической цепи – если в двигателе цепной привод) сбивает фазы газораспределения. А это в свою очередь приводит к падению мощности и ухудшению экономичности двигателя.
-
Совет:
-
Для двигателей без гидрокомпенсаторов клапанов рекомендуется внимательно следить и своевременно выполнять регулировку тепловых зазоров. Это значительно повышает крутящий момент – особенно на низких оборотах двигателя. А значит каждое троганье из мучительной игры газом и сцеплением превратиться в лёгкую и приятную процедуру. В результате и трансмиссия будет изнашиваться меньше, и лишний раз остановиться и пропустить пешехода станет не лень!
-
Интересные факты
-
В 2007 году королевский класс шоссейно-кольцевых мотогонок MotoGP перешёл на новый технический регламент – теперь рабочий объём двигателей мотопрототипов уменьшился с литра до 800 куб. см. Это нововведение очень больно ударило по Валентино Росси – легендарный чемпион мастерски укрощал прежних литровых монстров, а восмисоткубовые мотоциклы оказались по силам и менее талантливым мотогонщикам…
А вот кто выиграл от нового регламента, так это Кейси Стоунер. Его команда Ducati подготовила мотоцикл, значительно превосходящий по мощности конкурентов. Это особенно чувствовалось на длинных прямых – на трассах вроде португальского Эшторила Стоунеру не было равных! Немалый вклад в DucatiPower – так «окрестили» превосходство итальянских мотоциклов по мощности – внесли десмодромные клапана. Прототип, на котором Кейси Стоунер досрочно завоевал титул Чемпиона мира 2007 года, так и назывался – DucatiDesmosedici.
Десмодромный клапанный механизм предполагает не только открытие клапана нажатием кулачка распределительного вала (как и на большинстве 4-х тактный двигателей – в том числе и автомобильных), но и принудительное закрытие клапана этим же кулачком. Для работы десмодромного механизма толкатель клапана и кулачок распредвала имеют хитрую конструкцию – и неразрывную кинематическую связь между собой. За счёт этого отпадает надобность в клапанных пружинах, механизм получается проще и может эффективно работать на высоких оборотах – что и продемонстрировала команда Ducati, обставив конкурентов в боевых условиях спортивных трасс!
Почему же десмодромные механизмы не находят широкого применения в обычных двигателях? Ответ прост – такой привод клапанов эффективен лишь при очень высокой частоте вращения двигателя. К тому же требует филигранной точности в обработке деталей. А значит, он либо неприменим для серийного производства автомобилей, либо имеет слишком большую стоимость. А жаль, ведь каждому водителю хочется чувствовать под собой настоящую DucatiPower!
Ремонт и замена двигателя цены
Двигатель | |
Замена воздушного фильтра | от 200 руб. |
Замена гидрокомпенсаторов | от 4 000 руб. |
Замена головки блока цилиндров | от 8 000 руб. |
Замена заглушек блока цилиндров | от 500 руб. |
Замена заднего сальника | от 3 000 руб. |
Замена клапанной прокладки | от 500 руб. |
Замена коллекторных прокладок | от 500 руб. |
Замена масла | от 500 руб. |
Замена масла в АКПП | от 500 руб. |
Замена масла в КПП | от 500 руб. |
Замена масла в мосту | от 500 руб. |
Замена маслосъемных колпачков | от 2 000 руб. |
Замена масляного насоса | от 1 000 руб. |
Замена натяжителя цепи | от 1 000 руб. |
Замена опоры двигателя | от 500 руб. |
Замена опоры двигателя кпп | от 500 руб. |
Замена переднего сальника | от 500 руб. |
Замена помпы | от 1 000 руб. |
Замена поршневых колец | от 10 000 руб. |
Замена прокладки головки блока | от 4 000 руб. |
Замена прокладки передней крышки | от 1 000 руб. |
Замена прокладки поддона | от 1 000 руб. |
Замена распредвала | от 3 000 руб. |
Замена ремня генератора | от 200 руб. |
Замена ремня гидроусилителя | от 200 руб. |
Замена ремня ГРМ | от 3 000 руб. |
Замена ролика-натяжителя | от 500 руб. |
Замена салонного фильтра | от 200 руб. |
Замена сальника распредвала | от 2 000 руб. |
Замена свечей | от 400 руб. |
Замена термомуфты | от 800 руб. |
Замена успокоителя | от 2 000 руб. |
Замена цепи | от 3 000 руб. |
Замер компрессии | от 700 руб. |
Капитальный ремонт 16 клапанов | от 25 000 руб. |
Капитальный ремонт 8 клапанов | от 20 000 руб. |
Промывка двигателя и замена масла | от 500 руб. |
Регулировка клапанов | от 1 500 руб. |
Снятие и установка двигателя | от 8 000 руб. |
Установка защиты картера | от 500 руб. |
Устранение неисправностей | от 200 руб. |
Капитальный ремонт 16 клапанов | от 25 000 руб. |
Капитальный ремонт 8 клапанов | от 20 000 руб. |
ремонт головки блока цилиндров | от 3 000 руб. |
ремонт заглушек блока цилиндров | от 500 руб. |
диагностика двигателя | от 800 руб. |
диагностика инжектора | от 800 руб. |
замена бензиновых и дизельных двигателей | от 8 000 руб. |
замена воздушного фильтра | от 200 руб. |
замена гбц | от 8 000 руб. |
замена двигателя | от 8 000 руб. |
замена дизельных двигателей | от 8 000 руб. |
замена масла в двигателе | от 500 руб. |
замена масла в двс | от 500 руб. |
замена ремней грм (цепей грм) | от 2 500 руб. |
замена цепей | от 3 000 руб. |
капитальный ремонт двигателя | от 25 000 руб. |
переборка двигателя | от 25 000 руб. |
ремонт бензиновых и дизельных двигателей | от 25 000 руб. |
ремонт гбц | от 3 000 руб. |
ремонт двигателя | от 20 000 руб. |
ремонт дизельных двигателей | от 25 000 руб. |
Обслуживаемые марки автомобилей
Запишитесь на обслуживание в наш автосервис
Свяжитесь с нами!
Звоните |
Пишите |
Приезжайте |